Чтобы у детей были правильные жизненные ориентиры

№ 26 от 23 июля 2021 года


Овладеть стопроцентно востребованной профессией важно для любого молодого человека. Но для воспитанников социальных приютов это имеет особенно важное значение. Ведь чаще всего в дальнейшем им придется полагаться только на себя. Подопечные этих учреждений, как правило, лишены позитивных примеров со стороны родителей, у них нет правильных жизненных ориентиров. Одна из самых важных задач сотрудников приютов – помочь ребятам преодолеть иждивенческие настроения и сделать правильный профессиональный выбор. Это – залог их будущей нормальной жизни. Но прежде ребятам необходимо увидеть своими глазами, из чего состоит тот или иной труд.

В Мензелинском социальном приюте для детей и подростков «Тургай» к этому вопросу относятся очень серьезно, здесь созданы все условия для профессиональной ориентации воспитанников разного возраста.
– Мы стараемся сформировать их базовые знания о многообразии профессий через систему мероприятий – это помогает выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу в выборе вида деятельности в подростковом возрасте, – рассказывает директор Ильгиза Исхакова. – Для популяризации рабочих профессий среди воспитанников школьного возраста проводим мастер-классы и практические занятия – «Дому нужен хозяин», «Учимся зашивать», воспитательные часы – «Виды сельскохозяйственных работ летом», «Работа повара», «Швея», «Работа медицинской сестры», «Сельскохозяйственные профессии», «День работника автомобильной отрасли», «Профессия – нефтяник», «Знакомство с профессией пчеловода», «Летние заботы хлебороба», «Пожарный».
В течение года в младшей группе воспитанников проводится цикл сюжетно-ролевых игр «Почтальон Печкин», «Поликлиника», «Аптека», «Магазин», «Библиотека», «Парикмахерская», «Скорая помощь», «Доктор Айболит», «Водитель», «Капитан», «Дядя Степа». Знакомство ребенка с миром профессий не только способствует формированию у него теоретических знаний, но и дает возможность приобщиться к труду взрослых, обрести опыт коммуникации со специалистами в разных сферах. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас.
В учреждении реализуется программа «Трудотерапия», цели которой – формирование у воспитанников навыков самообслуживания, социально-бытовая ориентировка, привитие трудовых навыков. Специалисты приюта внесли в нее такие направления, как самообслуживающий, хозяйственно-бытовой, сельскохозяйственный, общественно-полезный и творческий труд. Поскольку у большинства ребят отсутствуют элементарные понятия о самообслуживании, их учат буквально азам: какие правила личной гигиены необходимо соблюдать неукоснительно, как поддерживать чистоту в спальне и комнате, как выполнять уборку помещения, как ухаживать за своими вещами, проводить мелкий ремонт одежды. Дети постепенно осваивают, как делать сухую и влажную уборку, создать уют своими руками, сервировать стол и мыть посуду.
Сельскохозяйственный труд – это азы по формированию у ребят навыков работы с землей, ухода за растениями. Воспитанники, конечно, под руководством специалистов, сажают семена на рассаду в стаканчики, в теплицу и открытый грунт, проводят пикировку, рыхлят землю, поливают, ухаживают за ягодными кустарниками. Общественно-полезный труд учит мальчишек и девчонок правилам уборки территории приюта, ее благоустройства.
Под кураторством инструктора по труду Галины Параниди в «Тургае» реализуют программу «Трудовая реабилитация воспитанников в условиях сельской местности». В ней участвуют и малыши, и подростки.
– Это очень эффективный способ реабилитации, гарантирующий применение приобретенных знаний и навыков в жизни, – отмечает инструктор по труду. – Многие дети поступают из семей, где они не приучены к элементарному самообслуживанию, не говоря о каких-либо трудовых навыках. У некоторых развито негативное отношение к труду вообще. Но чаще всего в дальнейшем им приходится рано начинать трудовую деятельность, вести домашнее и приусадебное хозяйство, поэтому важно приучить их к самостоятельности. Исходя из этого, мы решили сделать приоритетной программу трудовой реабилитации детей, она является частью социально-реабилитационного направления.
Воспитательный потенциал здесь кроется огромный: труд помогает ребенку приобрести позитивный социальный опыт участия в созидательной, преобразующей деятельности, формирует у него навыки социального и делового общения, ответственности, позволяет оценивать свои силы и возможности, способствует его интеллектуальному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию. В «Тургае» решили остановиться на таких направлениях социально-трудовой реабилитации, как домоводство, садоводство и овощеводство, а также техническое творчество.
Например, по первому ребята изучают техники изготовления цветов из фоамирана, из бумаги для интерьера, для них проводят мастер-классы «Мастерим сами» по изготовлению открыток в технике скрапбукинг, по росписи гипсовых фигур. Также работает кружок «Золотошвейка» по лоскутному шитью: на занятиях дети учатся шить, вышивать, кроить. Воспитанники готовят сувениры для участия в выставках, ярмарках.
Воспитатель Евгения Шакирова реализует программу по кружковой работе «Веселые поварята», в ходе которой ведется подготовка воспитанников к осознанному самоопределению в выборе профессии в сфере пищевой промышленности. Дети знакомятся с основами кулинарии, для них организуют теоретические и практические занятия по подготовке к самостоятельной жизни. А в рамках программы «Техническое творчество» под руководством воспитателя Рафаэля Нуриева воспитанники учатся делать разные изделия из дерева: скворечники, кормушки.
Ежегодно на приусадебном участке приюта ребята вместе со специалистами выращивают овощи. Кропотливая работа начинается с посадки семян на рассаду в марте. Воспитанники каждый день за ней ухаживают, поливают. Потом высаживают в теплицу, а после – в открытый грунт. «Важно, что ребята видят результаты своего труда, – рассуждает директор. – Весь собранный урожай мы включаем в меню для разнообразия блюд в виде салатов, компотов, варенья. Многие именно в приюте у инструктора по труду и у воспитателей научились делать грядки, сеять, ухаживать за саженцами и многому другому. Это непременно пригодится им в будущем».
Сотрудники уверены, что именно трудовая занятость воспитанников в возрасте от 14 до 18 лет является самой эффективной мерой профилактики их асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений. Для организации временной занятости подростков специалист по социальной работе приюта Гульсина Галина занимается вопросами их трудоустройства во время летних каникул. Есть возможность оформить на работу воспитанников через Центр занятости населения. «Это довольно сложно: законодательство предъявляет жесткие требования к работодателям, и не все на это соглашаются, – говорит Ильгиза Исхакова. – Подростки могут работать только с письменного согласия родителей, а родители, в свою очередь, должны получить письменное разрешение из отдела опеки и попечительства на заключение срочного трудового договора подростка с работодателем. Необходимо представить стандартный пакет документов. Воспитанники проходят инструктаж, на них заводят трудовую книжку. А самое главное – работодатели обязаны соблюдать режим и продолжительность рабочего времени. Но это того стоит, по результатам труда наши воспитанники получают не только заработную плату от работодателя, но и материальную поддержку от службы занятости населения».
Кроме вариантов временного трудоустройства, подросткам предоставляется возможность пройти онлайн-тестирование на сайте по профессиональной ориентации, ознакомиться с информацией о востребованных на рынке труда специальностях. Воспитанники выпускных классов могут воспользоваться своим правом поступить в средне-специальное учебное заведение. «Обычно для поступления в колледж или техникум достаточно документа об основном общем образовании – школьного аттестата, – объясняет директор. – Принимают абитуриентов на основании документа, подтверждающего успешное освоение школьной программы. Учитывая мнение воспитанника с выбором образовательного учреждения, сотрудники приюта обеспечивают прохождение обязательного медицинского осмотра, помогают ему подать заявление и необходимые документы в приемную комиссию».
Специалисты консультируют воспитанников и их родителей по выбору профиля обучения: представляют информацию об образовательных организациях, где можно освоить ту или иную профессию, условиях поступления. Даже когда подросток окончательно выберет колледж или техникум и поступит, специалисты приюта в первое время контролируют успеваемость бывших подопечных.
В 2020 году двое воспитанников, успешно закончив школу, стали студентами: один – Набережночелнинского политехнического колледжа, другой – Мензелинского сельскохозяйственного техникума. В 2021 году в приюте двое ребят – выпускников 9 класса. Каждый из них сделал свой выбор с учетом собственных интересов и предпочтений: один собирается поступить в кулинарное училище, второй – в спортивный колледж.
– Мероприятия, направленные на повышение профессиональных знаний воспитанников, мы проводим по совместному плану с районным центром занятости населения, – подчеркивает директор. – Организуем тематические экскурсии в педагогический, сельскохозяйственный колледжи, Мензелинскую государственную конюшню, «Почту России», отделение почтовой связи в деревне Старая Матвеевка, где находится наш приют, в местный фельдшерско-акушерский пункт, пожарную часть, сельскую библиотеку. Специалисты центра занятости регулярно проводят анкетирования, тестирования, беседы, показывают видеоролики на тему «Основы выбора профессии». На многие профориентационные мероприятия приглашаем представителей различных профессий. Все это помогает детям осознанно сделать важнейший выбор в их жизни.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ