Новые знания всегда повышают профессионализм

№ 34 от 17 сентября 2021 года


В сфере социального обслуживания населения происходят существенные изменения. Для того, чтобы все инновации как можно быстрее доходили до граждан, разумеется, новыми технологиями и методами должны сначала овладеть специалисты, оказывающие социальные услуги. В Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на системной основе организован процесс совершенствования профессиональных компетенций работников подведомственных учреждений на базе Республиканского ресурсного центра.

– Одно из направлений деятельности нашего центра – реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации сотрудников учреждений социального обслуживания, – рассказывает директор Марина Горшунова. – В частности, особое внимание уделяется повышению уровня знаний специалистов, работающих с семьей и детьми. Только в этом году специалисты отделений социальной помощи семье и детям комплексных центров социального обслуживания населения, социальных приютов для детей и подростков обучались по таким программам, как «Организация социальной работы с детьми и подростками», «Организация работы с девиантными подростками».
Какие новшества, технологии, методики освоили слушатели курсов? Обучение по первой программе было организовано для специалистов КЦСОН в начале марта. Его провели в рамках межведомственного комплексного плана по профилактике безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений и суицидов несовершеннолетних, защите их прав. Главная задача курсов – совершенствование профессиональных компетенций специалистов, необходимых для работы с такими сложными категориями получателей социальных услуг, как дети и подростки. Программа занятий получилась очень насыщенной. Слушатели освоили конкретные методики психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, изучали основные аспекты детской психологии, детско-родительских отношений семей группы риска. Очень полезным оказалось знакомство с опытом практической деятельности в сфере социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Слушатели также получили навыки разработки и проектирования программ социальной реабилитации, профилактических программ для несовершеннолетних, испытывающих трудности в социальной адаптации. Занятия вели представители Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ, специалисты самого Ресурсного центра. Замечательно, что в рамках межведомственного взаимодействия по реализации Концепции по формированию и развитию психологической помощи населению в РТ в качестве преподавателей удалось привлечь сотрудников Центра психолого-педагогической помощи детям и молодежи «Доверие», Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», Республиканского центра молодежных, инновационных и профилактических программ, представителей общественных организаций. Все слушатели успешно освоили программу обучения, после итоговой аттестации им выданы удостоверения о повышении квалификации.
Среди них – специалист по социальной работе Арского КЦСОН «Центр милосердия» Гульсина Газизова. Ее очень впечатлило разнообразие раздаточного материала, который был подготовлен для слушателей курсов. Например, ролики о пользе здорового образа жизни она по приезду сразу начала использовать во время занятий клуба для проблемных подростков, который действует при отделении социальной помощи семье и детям.
– Мы узнали, как правильно заполнять индивидуальные карты, фиксировать динамику реабилитационной работы с юными получателями социальных услуг, придерживаться алгоритма работы на социальных участках, познакомились с технологиями проведения эффективных консультаций семей в социально опасном положении, организации их досуга, – говорит специалист по соцработе. – Многие методики я опробовала, например, во время дворовых игр с участием ребят из проблемных семей на социальных участках.
Гульсина Газизова взяла на вооружение и арт-терапевтические методики – например, освоила создание игрушек-антистресс, поделок из воздушных шариков. Теперь учит изготавливать их детей-инвалидов на занятиях клуба «Фантазия».
В апреле в Республиканском ресурсном центре повышали квалификацию психологи и воспитатели социальных приютов для детей и подростков по программе «Организация работы с девиантными подростками».
– Ее цель – формирование у специалистов отрасли целостного представления о современном состоянии проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков, причинах девиантного поведения, формах его проявления и способах психолого-педагогической коррекции, – подчеркивает замдиректора центра Наталья Федорова. – В ходе занятий рассматривались факторы, закономерности и условия формирования отклоняющего поведения. Слушатели изучали основные виды психологических и социально-педагогических методов профилактики в отношении несовершеннолетних «группы риска».
В качестве преподавателей также были привлечены представители Республиканского центра молодежных, инновационных и профилактических программ, Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток», Ресурсного центра «Ориентир», Поволжской семейной академии «Умай» и Республиканского ресурсного центра Минтрудсоцзащиты РТ. По результатам обучения слушатели, успешно освоившие программу и выдержавшие итоговую аттестацию, получили удостоверения о повышении квалификации. В их числе – и воспитатель Татьяна Чернова из Менделеевского социального приюта для детей и подростков «Камские зори». «Я работаю с девочками от 7 до 16 лет, – говорит она. – У многих есть признаки девиантного поведения: склонность к бродяжничеству, кражам, немотивированной агрессии. Работать с такими воспитанниками, конечно, непросто. Поэтому я была очень рада повысить свой профессиональный уровень, узнать о новых методиках». Особенно заинтересовали специалиста лекции о такой части социальной педагогики, как виктимология – она изучает реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. Воспитанники приюта как раз относятся к этой категории. Как правило, такие ребята не могут успешно адаптироваться к действительности, интегрироваться в обществе, особенно после психологических, стрессовых перегрузок, в дальнейшем могут стать жертвами преступлений. Еще Татьяна Чернова взяла на заметку социально-терапевтические методы, которые помогают воспитанникам расслабиться и успокоиться – например, «Алфавит» – проговаривание букв с использованием физических упражнений. Воспитатель видит большую отдачу от применения этой методики.
Психолог Мамадышского социального приюта «Надежда» Елена Коробова тоже поделилась впечатлениями: «Я работаю психологом всего два года, до этого была воспитателем, – рассказывает она. – Поэтому для меня было очень важно все – общение в течение этих пяти дней с более опытными коллегами, лекции и практические занятия и, конечно, мастер-классы. Мне особенно запомнилось занятие с использованием игрового набора «Сенсино» – это реабилитационное оборудование помогает развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук, стимулировать речевую активность. Для таких воспитанников, как наши, это очень важно. После приезда я так много рассказывала о преимуществах этого метода реабилитации, что спонсоры подарили нам «Сенсино»! Сейчас использую его в работе с дошкольниками».
Очень впечатлило Елену Коробову знакомство в ходе занятий по повышению квалификации с деятельностью деструктивных молодежных субкультур – например, она узнала, кто такие руферы, готы и эмо, чем опасны безобидные с виду аниме... Теперь проводит профилактические занятия со старшими воспитанниками, чтобы оградить их от разрушающего воздействия различных движений.
Также в апреле специалисты Республиканского ресурсного центра провели мастер-классы по применению диагностического инструментария и коррекционных методик в профессиональной деятельности специалистов учреждений социального обслуживания. В качестве ведущих выступили специалисты реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, Казанского КЦСОН, самого Республиканского ресурсного центра. Они поделились опытом использования развивающих игр для детей дошкольного возраста с применением наборов “Пертра”, “Сенсино”, комплекта “Эффектон Студио”, метафорических карт...
Из Высокогорского КЦСОН на мастер-классы приехала целая команда специалистов – психолог, социальный педагог, специалисты по соцработе. «Обучение наших сотрудников – это очень важно,– отмечает директор КЦСОН Рафис Газизов. – Республиканский ресурсный центр всегда очень тщательно подходит к составлению программ курсов, где органично сочетаются теория и практика. Подпитавшись новыми знаниями, наши специалисты сразу начинают применять их на практике, что, конечно, способствует повышению эффективности работы учреждения». Специалиста по соцработе Наилю Исламову, например, заинтересовала терапевтическая трансформационная игра о созависимых отношениях “Паутина”, которая способна помочь получателям социальных услуг примерить на себя разные социальные роли, снизить уровень тревожности, научиться находить выход из проблемных ситуаций. Другой специалист по соцработе – Эндже Шакирова после окончания учебы начала использовать «Эффектон Студио» – эта компьютерная программа позволяет быстро и качественно проводить диагностику всех членов семей, находящихся на соцобслуживании, подростков, вступивших в конфликт с законом. «Используем ее, например, для работы с семьями, находящимися на межведомственном контроле, – рассказывает Эндже Шакирова. – Исходя из результатов, выстраиваем последующую реабилитационную траекторию».
– Мы уверены, что полученные в ходе обучения в Республиканском ресурсном центре актуальная информация и новые практические навыки позволят специалистам учреждений соцобслуживания подняться на более высокий профессиональный уровень, что, в свою очередь, поможет расширить спектр и качество оказываемых ими социальных услуг, – подчеркивает Марина Горшунова. – И всегда готовы услышать коллег – чему новому они готовы обучиться.

Ирина ЧУДНОВСКАЯ