Рифкат Гардиев: если всегда идти по пути совершенства

№ 46 от 17 декабря 2021 года 


В это трудно поверить, это невозможно воспринять: в октябре не стало Рифката Гарайхановича Гардиева. Председателя Чистопольской местной организации ТРО ВОС, специалиста Республиканского центра реабилитации слепых и слабовидящих. Спортсмена, поэта, танцора. Еще в августе он вместе с Валентиной Солдатовой как литератор, исполнитель танцев народов России (на этой стезе он в составе дуэта «Радость» получил международную премию «Филантроп») ездил с выступлениями по городам и весям Татарстана, был энергичен, жизнерадостен, остроумен. И такая трагическая весть…
Председатель Татарской республиканкой организации Всероссийского общества слепых Владимир Федорин дружил с Рифкатом Гардиевым со школьной скамьи. В казанском пединституте учились на одном физико-математическом факультете, а в общежитии жили в одной комнате. И после общались всю жизнь, перезванивались чуть ли не каждый день. Владимиру Алексеевичу есть что вспомнить, что рассказать о своем друге.
– Рифкат возглавил чистопольское общество слепых в мае 1986 года! Более 35 лет плодотворно работал на благо незрячих людей. Помню, он всегда увлеченно и с удовольствием рассказывал о первых годах своей работы в организации. С легкой ностальгией, как о чем-то далеком и невозвратном, вспоминал то сказочное благополучие восовского процветания восьмидесятых. А с какой безутешной тоской он повествовал о тех разрушительных девяностых, когда в результате социально-политических и экономических преобразований и вхождения в рыночные отношения безжалостно рушились все завоевания и достижения ВОС, создававшиеся десятилетиями тысячами умелых и трудолюбивых рук незрячих людей.
Для руководителей структурных подразделений ВОС этот тяжелый период стал серьезнейшим испытанием на прочность. Кризисное состояние дел ВОС сильно озаботило и председателя чистопольской организации, но не застало врасплох. Более того, максимально мобилизовало его физические и умственные силы на выживание. Объединив вокруг себя таких же инициативных, творческих и талантливых людей, стал искать новые формы работы, в условиях безденежья – изыскивать средства для их реализации. Вновь, как и прежде, заработали кружки художественной самодеятельности, спортивные секции. Во­зобновилась культурно-массовая рବбота. Больше стало уделяться внимания организации досуга членов ВОС. Рифкат не только занимался организационной работой, но и сам активно учувствовал во всех социокультурных и спортивных мероприятиях, добиваясь высоких результатов, наглядным, личным примером показывая безграничные возможности инвалидов по зрению, вовлекая незрячих своих товарищей в активное участие в общественной жизни организации. Его успехи – как личные, так и в составе команд – в многочисленных соревнованиях, конкурсах, фестивалях, форумах местного, республиканского, российского и международного уровней принесли разностороннему человеку заслуженную славу и почет.
На протяжении многих лет кипят страсти вокруг детища, рожденного в стенах Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ВОС, завоевавшего умы и сердца восовских знатоков, – Кубка интеллектуального, современного искусства. Много рук в победном восторге держали эту награду. Довелось такое счастье и Рифкату, да еще и не единожды. А вот почетное звание магистра Кубка за все годы его существования было присвоено только один раз – и обладателем его стал наш Рифкат. Это ли не всенародное признание? Сколько побед и призовых мест было на его блестящем, многоурожайном творческом пути – не счесть.
Сколько побед было завоевано на спортивных площадках, а та, единственная, злосчастная четверка по физкультуре в школьном аттестате Рифката (по остальным предметам – сплошь пятерки), не только не помешала поддерживать свою спортивную форму, но и стала, на мой взгляд, определенным раздражителем к постоянному физическому совершенствованию. Убедиться в правоте этих слов мне довелось на собственной шкуре в 2007 году. Летом того года на территории Татарстана проходило грандиозное по масштабу и содержанию всероссийское мероприятие под красивым названием «Счастливая подкова». Его маршрут, протяженностью свыше 1000 километров, пролегал через девять городов и поселков нашей республики. Среди команд из многих городов, прибывших на мероприятие, была и из города Чистополя во главе с Рифкатом Гарайхановичем. На седьмой день захватывающего путешествия мы прибыли в поселок городского типа Богатые Сабы. Встречали нас, действительно, по-богатому и щедро, как самых дорогих гостей. На следующий день нам предложили поучаствовать в республиканском сабантуе для работников культуры и искусства.
Наши незрячие люди с большим интересом и не без успеха состязались в национальных конкурсах: бег в мешках, бег с полными ведрами на коромысле, распиливание дров, разбивание горшков. Нашим артистам аплодировали не менее бурно, чем признанным мастерам большой сцены. Я подошел к месту, где специалисты ручной борьбы состязались за звание сильнейшего. За столом, поджидая очередного соперника, уверенно стоял Рифкат. Недалеко в сторонке наблюдал за борьбой  наш школьный учитель физкультуры Александр Семенович Григорьев, в ту поездку также член чистопольской команды. «А можно мне попытать счастья?» – спросил я у судьи. «Я не против. А как ты?» – в свою очередь поинтересовался он у Рифката. «Ну, что ж, давай попробуем», – улыбаясь, добродушно согласился он. Судья скомандовал: «Стойка!» И я ощутил в своей ладони упругую ладонь Рифката. Раздался свисток – начало борьбы. Тут же моя рука дрогнула и покачнулась под напором стальной силы руки соперника. Напрягаясь до предела, восстанавливаю равновесие и четко понимаю: это все, что я способен сделать. Моя рука под неудержимым натиском бессильно падает на стол. Восстанавливая дыхание, поздравляю друга с победой, от души радуясь за него. «Какой молодец, за плечами уже полтинник, а какая форма! – Тут же подает голос Александр Семенович. – Ну, Рифкат Гарайханович, ты меня удивил, похоже, действительно несправедливо я тебе выставил итоговую оценку. Так расчихвостить лучшего спортсмена школы! Молодец!» «Я же вам всегда говорил, что докажу это – свою физическую состоятельность», – смеясь, отшутился Рифкат.
И действительно доказывал, занимаясь пауэрлифтингом, армреслингом, теннисом, голболом, плаваньем, в том числе и в дымящейся от ядреного морозца проруби. 
Чистополь – жемчужина Закамья,
Чист и свеж, прозрачен наш рассвет.
Здания из дерева и камня
Будто шлют из прошлого привет. 
И как тут не вспомнить мудрые слова Сократа, что нет придела совершенству. Эти, на первый взгляд, простые поэтические строки, но так ярко и глубоко раскрывающие красоту и самобытность провинциального городка, ставшего близким и родным автору этих стихов Рифкату Гардиеву. Хорошо зная его всесторонние способности, неутомимое стремление к совершенствованию, я все же никак не предполагал, что на пятом десятке лет он займется поэтическим творчеством. Я бы не удивился, если Рифкат, используя свои аналитические способности, умение логически мыслить и делать доказательные выводы, высокий интеллект и сумасшедшую работоспособность, увлекся серьезной прозой. Но стихи… Впрочем все эти качества он умело использовал в своей поэтической деятельности, покоряя нас зрелостью своих стихов. Почему-то думается, что это его творчество – вовсе не спонтанное явление. Правильная и грамотная речь, безупречная дикция, умение красиво излагать мысли, блестящая способность чувствовать и передавать зрителю гармонию и мелодию чужих стихов на многочисленных конкурсах художественного слова – все это способствовало созреванию поэтического таланта и мастерства, внезапно выплеснувшегося из глубин души бурным потоком замечательных стихов. За двадцать лет творческой деятельности увидели свет несколько сборников собственных стихов Рифката на татарском и русском языках, а также и его переводов ведущих литераторов республики. Участие в республиканских и всероссийских восовских, и не только, литературных конкурсах принесли моему другу заслуженное признание поклонников его поэзии. И он с удовольствием делился своими сокровенными строчками на литературных вечерах и творческих встречах.
Если случается хоть малейшая возможность, я с удовольствием посещаю концерты художественной самодеятельности инвалидов по зрению. Как-то раз сижу на очередном мероприятии в концертном зале КСРК ТРО ВОС, на сцене, сменяя друг друга, выступали незрячие корифеи художественной самодеятельности из различных городов республики. Я сидел и наслаждался той неповторимой аурой искрометного творчества, отдыхая от повседневных разнообразных проблем и забот. Вдруг слышу: «На сцену приглашаются Рифкат Гардиев и Валентина Солдатова». Зал заполнила красивая мелодия вальса. Я не видел, что происходит на сцене, но по установившейся абсолютной тишине понимал: происходит какое-то необыкновенное действо. Мои предположения тут же были подтверждены взрывом аплодисментов и выкриками «Браво!» Так все мы стали свидетелями торжества гармонии полета тел и свободы духа партнеров изумительного танца, очередной, новой, ярчайшей грани безграничных возможностей таланта Рифката. И это еще раз доказывало правоту слов, а в отношении моего друга они звучат предельно справедливо: «Если человек талантлив, он талантлив во всем».
И вот Рифкат покинул нас навсегда. Это большая потеря для всей восовской общественности, всех, кто его знал, любил и уважал. А для меня – личная невосполнимая утрата.
Подготовил 
Владимир ГАРАНИН