Подготовить к школе, подготовить к жизни

№ 12 от 1 апреля 2022 года


Ребята с ментальными нарушениями здоровья – категория особенная. Еще каких-то 25 лет назад на многих из них навешивали ярлык – необучаемые. Новые люди, которые пришли в область социальной реабилитации, развенчали этот миф: на деле и на примере результатов работы с такими детьми доказали, что любой из них в силу своих способностей и возможностей может добиться таких личностных изменений, которые перечеркивают применяемое к ним долгие годы определение. В Татарстане пионерами в деле кардинального изменения отношения к таким детям стали в том числе и специалисты Казанского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель».
Около двух десятилетий назад центр начал работу по сопровождению детей с расстройством аутистического спектра – от рождения, когда был поставлен диагноз, до школьного возраста. Продвигать это направление было всегда непросто. Даже родителей приходилось убеждать, что дети способны усваивать знания и навыки. Потом увещевали чиновников, что таким детям нужна школа – не надомное обучение! Вскоре появились адаптивные учебные программы… 
Но мало дать ребенку старт. Следующий этап – как он будет двигаться дальше во взрослую жизнь? Директор центра «Апрель» Наталья Трифонова вспоминает, что на первых порах посылала специалистов центра в школы для помощи педагогам. Со временем в образовательных учреждениях стали открываться ресурсные классы: например, такие есть в Казани: в школе № 65 Московского района, №168 Авиастроительного района, №97 Приволжского района, №156 Советского района. Особенно хорошо поставлена такая работа в средней общеобразовательной школе №1 Вахитовского района: там занятия «особых» учеников в ресурсных классах перемежают с уроками в обычных классах. Вопросов по-прежнему много, но лед тронулся, и дети с аутизмом не только заканчивают начальную школу, но и продолжают учиться в среднем звене.
Задача же социальных учреждений, и центра «Апрель» в частности, остается прежней: подготовить ребенка с аутизмом, другими ограниченными возможностями здоровья к садику и к школе, и начать этот процесс как можно раньше (это называется «раннее вмешательство»). Понятно, что в госучреждении реабилитация цикличная – два раза в год по 21 дню. Чтобы обеспечить непрерывность восстановительного процесса, общественные организации, работающие в партнерстве с «Апрелем», разрабатывают и реализуют соответствующие социальные проекты.
По словам социального педагога центра «Апрель» Ольги Погодиной, отвечающей и за проектную деятельность, совместно с некоммерческой организацией «Центр диагностики и консультирования «Поиск», созданной по инициативе родителей и педагогов для помощи детям с множественными нарушениями развития, за последнее время был реализован ряд проектов: «Мамина школа» – на грант Кабинета Министров РТ, «Дружелюбная среда» и «Волшебная музыка» – на грант Минэкономики РТ, «Мир добрее, когда мы вместе» – на грант общественной организации «Союз женщин России», «Поддержка» и «Развивающее пространство» – на грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Сейчас реализуются проекты «Точка опоры» в рамках гранта фонда «Абсолют-помощь», «Скоро в школу» – на него грант дал Кабинет Министров РТ. А вот одним из самых значимых проектов стал «Вперед к знаниям» в рамках Благотворительной программы-акции фонда «Вклад в будущее», который пролонгируется в разных формах уже более 10 лет. Он направлен на подготовку детей с расстройством аутистического спектра к школе, формирование у них навыков и форм поведения для дальнейшей интеграции в школьной среде. Также проект поддерживает родителей таких детей в информационном плане и способствует повышению профессиональных компетенций специалистов центра «Апрель» и сотрудников Центра диагностики и консультирования «Поиск». 
На сегодня сформировано четыре «подготовительных» класса, в которых занимается около 30 ребят. В первую очередь в группах по подготовке к школе решаются социальные задачи: ребенку с трудностями коммуникации важно научиться дружить, выходить отвечать к доске (для неговорящих детей это большая проблема), самостоятельно обслуживать себя, выдерживать урок длительностью 30-40 минут. 
– Школа – это маленький коллектив, – дополняет руководитель Центра диагностики и консультирования «Поиск» Нурсия Ахметова. – Нашим детям сложно. Они тревожные, эмоциональные. Поэтому наша задача – чтоб они привыкли к такому формату: условно говоря, школьному быту. Чтоб и дома научились что-то делать, чтобы мамы, занимаясь с ними, понимали, в какой форме подавать материал. Когда мы начинали эту работу, и сами поначалу напрягались и волновались – как выстраивать занятия с детьми? Неоткуда было взять информацию – сами все разрабатывали по крупицам. Постоянная учеба специалистов, определенные методики, например, система альтернативной коммуникации PECS, тестирование ABBLS, прикладной анализ поведения ABA, помогли нам с этой проблемой справиться. И постепенно мы не только сами овладевали приемами преподавания, мы и родителей научили ими пользоваться.
И результаты – налицо: больше половины из ребят, которые посещали «подготовительные» классы в «Апреле» и Центре диагностики и консультирования «Поиск», поступают и учатся как в обычных, так и в коррекционных, речевых школах.
Педагог-воспитатель центра «Апрель» Тамара Павлова вспоминает о своих «звездочках»:
– Детей через нас прошло достаточно много. Были такие, которые по объективным причинам тяжело входили в коллектив сверстников. Но, постепенно приобретая навыки взаимодействия, могли поступить в школу. Когда к нам пришел Вова Ш., он почти не говорил, изображал дракона из мультика. Со временем привык к нам, освоился, любил сам себе расписания составлять. Сейчас учится в речевой школе, отличник, говорить-общаться научился – любо-дорого послушать. Другой наш подопечный – мальчик Сережа Т. Родители по-русски почти не говорили, а вот бабушка и дедушка изъяснялись достаточно внятно. Мальчик совсем не разговаривал, был гиперактивный. Сейчас он замечательно учится в школе №61. Особенные успехи – в математике. Дети все разные, и подход должен быть к каждому особенный.
Тамара Павлова, комментируя – почему не все дети могут очно посещать школу? – объясняет:
– Дети наши готовы к школе на 100 процентов. Но, скажем, в начале реализации проектов не все школы готовы были принять таких ребят. Вот в те годы наш центр посещал Саша М. Столько наши специалисты в него вложили! И он – умничка, многое научился делать сам. Но его мама сделала выбор в пользу обучения на дому. Она не понимала, что без социальных контактов он быстро потеряет полученные навыки и вернется к тому, что было вначале. Машеньке Н. комиссия рекомендовала посещать общеобразовательную школу. Ребенок пошел туда, но не смог там удержаться. И в школе объяснили, что не готовы с ней работать. Девочка по определенным причинам не могла писать от руки, хотя буквы знала и могла их печатать на том же ноутбуке. Но в школе не смогли подстроиться под возможности ребенка. А утверждается – везде индивидуальный подход!
К сожалению, не везде… А вот в центре «Апрель» он есть. Потому и детишки, даже самые тяжелые, выходят из его стен со 100-процентной готовностью переступить школьный порог. Лишь бы этот порог не становился препятствием, который скажется на их дальнейшей жизни.
Владимир ГАРАНИН
 
 
Эльвира ЗАРИПОВА, мама Аяза
«Апрель» мы посещаем с октября прошлого года. Почему не с сентября? В то время мы начали ходить на занятия в частную школу. Аяз выполняет все задания, проблема только с поведением. В этой школе не смогла дальше обучать сына из-за финансовых трудностей – там довольно высокие расценки. Перевела на семейное обучение, у меня педагогическое образование. Но сыну важна социализация и корректировка поведения, у него гиперактивность, синдром дефицита внимания. По отзывам других родителей знала: самый оптимальный вариант – «Апрель», потому что здесь квалифицированные специалисты. Пришла сюда, добивалась, чтобы нас взяли не с начала года. Пошли нам навстречу. В классе следят за детьми очень тщательно. Могут нивелировать поведение. Обучают взаимодействовать в команде, слушать учителя, поднимать руку, а не выкрикивать слова, как свойственно детям с таким диагнозом. Потихоньку с поведением у сына становится все лучше и лучше. Я очень довольна.
 
 
Диана РАХИМУЛЛИНА, мама Сабины
Мы в центре занимаемся подготовкой к школе – по их программе для детей с ограниченными возможностями здоровья. У нас с Сабиной были проблемы с чтением: не шло, не могла буквы соединять. Позанимавшись здесь, стала хорошо читать. Дома повторяем чтение по букварю Жуковой для 1 класса. Для нас это большой шаг. Счет раньше был хаотичным, беспорядочным, сейчас до десяти четко считает. В центре раскрылась и с детьми хорошо контактирует.