Помочь сделать первый шаг к профессии

№ 34 от 16 сентября 2022 года

 
В социальных приютах для детей и подростков, подведомственных Министерству труда, занятости и социальной защиты РТ, в перечне социально-реабилитационных мероприятий особое место занимает профориентационная работа с воспитанниками. 
16-летняя выпускница Нижнекамского социального приюта для детей и подростков «Балкыш» Аня К. сейчас учится в кулинарном техникуме и живет в общежитии. Это стало возможным только благодаря тому, что в учреждении ее полностью подготовили к самостоятельной жизни. У этой девушки с умственной отсталостью были серьезные проблемы с родителями, ей было трудно общаться с окружающими, обслуживать себя из-за плохой памяти. На кулинарных занятиях в приюте Аня сразу почувствовала себя как рыба в воде, все на лету схватывала. Особенно ей понравилось делать выпечку. После окончания коррекционной школы без колебаний выбрала профессию повара-кондитера. 
В Нижнекамском приюте «Балкыш» программу «Академия домоводства» реализуют уже несколько лет. «Наша главная задача – социализация детей, их подготовка к самостоятельной жизни, обучение бытовым навыкам, привитие навыков трудовой культуры, гигиены и безопасности труда, – перечисляет директор Наталья Бакулина. – «Академия домоводства» – это главная составляющая нашей работы по профориентации: для ребят, особенно таких сложных, как наши воспитанники, очень важно самим попробовать себя в качестве повара или кондитера. Одно дело – узнать о той или иной профессии, скажем, из презентаций или профориентационных экскурсий, и совсем другое дело – собственноручно попробовать что-то испечь или зажарить». 
Занятия в «Академии» проходят раз в неделю. Для этого в приюте оборудован специальный кабинет. Есть плита, мойка, посуда и, конечно, вся необходимая бытовая техника. Ребята здесь учатся готовить разные блюда, с удовольствием их дегустируют. Плюс теоретические занятия в учебном классе: детям рассказывают о приемах приготовления пищи, видах продуктов, различных рецептах, сами воспитанники готовят и показывают презентации на темы, имеющие отношение к готовке. К самым простым занятиям привлекают даже малышей от трех лет. Потом в группах на основе увиденного проводят сюжетно-ролевые игры, обсуждают все в доступной для ребят форме. Для более старших на все праздники организуют «А ну-ка, девочки!» и «А ну-ка, мальчики!», где непременно есть место кулинарным поединкам. «Для детей из проблемных и социально опасных семей, которых у нас в приюте большинство, все это очень важно, – говорит воспитатель Лилия Аглиуллина. – У многих поначалу нет никаких навыков гигиены, ребята не знают, что овощи перед готовкой нужно мыть, и уж тем более никогда не делали, например, бутерброд. Поэтому реализации программы «Академия домоводства» мы придаем такое важное значение: полученные навыки непременно помогут ребятам в дальнейшем, для кого-то возможно станут будущей профессией».
Взять хотя бы 7-летнюю Катю: ее мама сильно пила, своих детей била. Девочка поначалу не разговаривала, была очень напугана. На кулинарных занятиях ей понравилось мыть овощи, быстро научилась пользоваться ножом, нарезает салаты. Катя уже говорит всем, что непременно станет поваром. Она с удовольствием участвует и в сюжетно-ролевых играх, любит готовиться к приему гостей, научилась сервировать стол.
– Такая ранняя профориентация дает хорошие результаты: наши воспитанники преодолевают иждивенческие настроения, у каждого повышается реабилитационный потенциал – дети активно социализируются, учатся общаться и помогать друг другу, – говорит Наталья Бакулина. – Существенным дополнением к реализации этой технологии становятся такие профориентационные мероприятия, как экскурсии в различные городские учреждения, где ребята знакомятся, в частности, с трудом пожарного или работника почты, конкурсы рисунков, тестирования. Старших ребят стараемся через центры занятости населения трудоустроить на время летних каникул: это помогает повысить  их мотивацию к труду, придает уверенности в себе.
В течение нынешнего лета на базе приюта трудились трое старших воспитанников. Ежегодно во время каникул трудятся все подопечные учреждения старше 14 лет: они заняты подсобными работами при организации городского сабантуя, в кафе, на озеленении территорий. 
– Овладеть стопроцентно востребованной профессией важно для любого молодого человека. Но для воспитанника социального приюта – вдвойне, – уверена директор Мензелинского социального приюта «Тургай» Илгиза Исхакова. – Ведь чаще всего в дальнейшем им придется полагаться только на себя. Подопечные социальных приютов в большинстве своем лишены позитивных примеров со стороны родителей, у них нет правильных жизненных ориентиров. Одна из самых важных задач сотрудников учреждений – помочь им сделать правильный профессиональный выбор. Это залог их будущей успешной жизни. Но прежде ребята должны увидеть своими глазами, из чего состоит тот или иной труд, как организованы процессы на конкретных производствах. Стараемся сформировать их базовые знания о многообразии профессий через систему мероприятий. Это помогает выявить особенности характера, интересы, склонности детей и создать базу для дальнейших осмысленных шагов в выборе вида деятельности. 
Для популяризации рабочих профессий среди воспитанников школьного возраста проводят мастер-классы и практические занятия «Дому нужен хозяин», «Учимся зашивать», информационные часы на такие темы, как «Работа повара», «Швея», «Ме­дицинская сестра», «Кастелянша», «Почтальон», «Сельскохозяйственные профессии», «День работника автомобильной отрасли», «Профессия нефтяник», «Знакомство с профессией пчеловод». Для наглядности привлекают и сотрудников приюта из числа медперсонала, поваров, технических работников. В течение года в младшей группе воспитанников организуют циклы сюжетно-ролевых игр, где каждый может примерить на себя роль, скажем, дяди Степы или доктора Айболита.
Под руководством инструктора по труду Лилии Гайфиевой в «Тургае» реализуют программу «Трудовая реабилитация воспитанников в условиях сельской местности». В ней участвуют и дошкольники, и подростки: под руководством сотрудников дружно работают на огороде. «Это очень эффективный способ реабилитации, гарантирующий применение приобретенных знаний и навыков в жизни, – рассуждает инструктор по труду. – Многие дети поступают из семей, где они не приучены к элементарному самообслуживанию, не говоря о каких-либо трудовых навыках. У некоторых развито негативное отношение к труду вообще. Исходя из этого, мы решили сделать приоритетной программу трудовой реабилитации детей». 
Работает и кружок «Золотошвейка» по лоскутному шитью, где дети учатся шить, зашивать, вышивать, кроить. Воспитатель Евгения Шакирова реализует программу по кружковой работе «Веселые поварята»: ведется подготовка воспитанников к осознанному самоопределению в выборе профессии в сфере пищевой промышленности. Они знакомятся с основами кулинарии, для них проводятся теоретические и практические занятия по подготовке к самостоятельной жизни. А в рамках программы «Техническое творчество» под руководством воспитателя Рафаэля Нуриева воспитанники учатся делать самые разные изделия из дерева: скворечники, самолеты, кормушки. Плюс тематические экскурсии в Мензелинский педагогический и сельскохозяйственный колледжи, Мензелинскую государственную конюшню, отделение почтовой связи в деревне Старая Матвеевка, где находится приют, в местный фельдшерско-акушерский пункт, пожарную часть, сельскую библиотеку. Специалисты центра занятости регулярно проводят анкетирования, тестирования, беседы, показывают видеоролики на тему «Основы выбора профессии» по различным направлениям. На многие профориентационные мероприятия приглашают представителей различных профессий. Все это помогает детям осознанно сделать важнейший выбор в их жизни – выбор профессии. 
По словам специалистов Мензелинского центра занятости населения, ежегодно профориентационными мероприятиями сотрудники учреждения охватывают более 500 несовершеннолетних. И важно начать эту работу как можно раньше. Особенно с воспитанниками социального приюта: это помогает нацелить подростков на выбор такого вида деятельности, который непременно будет кормить. В течение всего года специалисты ЦЗН консультируют их по стратегии выбора профессии, проводят психологическое тестирование на предмет подходящих специальностей, вместе с ребятами анализируют основные типы профессий по предмету труда и обсуждают востребованные направления. ЦЗН неоднократно реализовывал проекты по проведению мероприятий по профессиональной ориентации молодежи на востребованные рынком труда рабочие профессии и инженерные специальности при финансовой поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. В их рамках были организованы экскурсии на бюджетообразующие предприятия района, участие в них принимали и воспитанники приюта. 
– Ежегодно вместе с приютом «Тургай» мы разрабатываем план совместных мероприятий по профессиональной ориентации воспитанников, – говорит ведущий инспектор ЦЗН Роза Сахапова. – Причем, предоставление услуги по профессиональной ориентации не ограничивается стандартным тестированием. Подростки 14 лет и старше предпочитают подробно обсуждать результаты тестов и анкет, характеристики профессий, факторы, оказывающие влияние на профессии. С профконсультантом анализируют типы профессий, интересуются, где можно обучиться на ту или иную специальность.
Кинолектории, просмотр видеороликов, экскурсии пополняют багаж знаний детей о широком спектре профессий и видов деятельности. Дети помладше тоже не остаются в стороне. Игры, викторины, конкурсы в непринужденной атмосфере знакомят детей с разными видами профессий, показывают значение трудовой деятельности в жизни человека, дают возможность детям соотнести себя с различными профессиями, учат соотносить требования профессии и качества человека. Ребята с интересом смотрят профориентационные мультфильмы и активно обсуждают их содержание во время бесед. 
Ирина ЧУДНОВСКАЯ