Первый в мире цирк: история появления

№ 1 от 13 января 2023 года 


Отец современного цирка в том виде, в котором он существует сейчас, – английский кавалерист старший сержант Филипп Эстли, живший на рубеже 18-19 веков. А начинался его цирк как... школа верховой езды!
Филипп с детства любил лошадей и был одним из лучших наездников своего времени. Отслужив в драгунском полку, Эстли стал инструктором по верховой езде. По легенде, счастливый случай помог ему открыть собственное дело. Однажды, гуляя вдоль Вестминстерского моста, он нашел бриллиантовое кольцо. А через некоторое время на том же месте судьба свела его с Георгом III. Эстли помог остановить лошадь короля, которая ни с того ни с сего вдруг понесла. Спасенный король щедро отблагодарил Филиппа. На вырученные деньги Эстли в 1768 году открыл ездовую арену на Хэлфпенни Хатч в Ламбете. Она представляла собой круглую площадку.
Для привлечения внимания людей и увеличения числа обучающихся в школе после занятий проводились показательные выступления. Вход был свободным, но по обычаю конных показов тех времен после каждого представления собирались деньги. Эти представления очень быстро стали так популярны, что Филипп принял решение построить для них отдельное здание. В 1769 году он перебрался на более прибыльное место возле Вестминстерского моста. В новом помещении ввел платный вход: театрам в те времена уже трудно было существовать на деньги меценатов, и требовалось привлекать как можно больше аудитории на спектакли. Билет на представление стоил шиллинг за сидячее место, шесть пенсов за стоячее. Хотя это здание не имело крыши, но уже было защищено от лондонских сюрпризов погоды, будучи постоянной постройкой из дерева. Также здесь Эстли построил защитные веревочные барьеры, окружавшие сцену. Кроме того, он нанял барабанщика, ответственного за звуковые эффекты. Чтобы сделать представления более интересными, Эстли обратился к опыту успешных театров Лондона и решил привлечь к представлениям артистов оригинальных визуальных жанров – акробатов, жонглеров, танцоров, канатоходцев.
Кроме лошадей, в цирке показывали и других зверей. В 1769 году на арене Эстли выступала «военная обезьяна» по кличке Генерал Джек, однако более крупные звери появились только в 1816 году, когда в парижском цирке два слона представляли публике целый спектакль: брали хоботом яблоки, открывали бутылки и выпивали их содержимое, играли на шарманке.
Таким образом, к 1770 году представления Филиппа Эстли были смесью верховой езды, акробатики и пантомимы. Как он и ожидал, новая форма представлений имела большой успех. Так родился цирк, каким мы его знаем. А заведение, получившее название «Амфитеатр Эстли», было первым цирком в Европе.
Честь изобретения круглой формы арены принадлежит вовсе не Эстли, как иногда ошибочно утверждают. Наездники-акробаты в те времена уже устраивали представления на круглых площадках. Так они постоянно могли находиться на виду у зрителей. Однако именно Эстли разработал оптимальный диаметр арены. Поначалу диаметр цирковой арены составлял 62 фута (около 19 метров). Во время тренировок с наездниками Филипп нашел оптимальный диаметр арены, составляющий 42 фута (около 13 метров). Он был выбран таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью.