Когда у инвалида появляются новые перспективы
№ 19 от 2 июня 2023 года
32-летняя жительница Автограда Ольга Аблаева нынче проходит курс восстановления в Набережночелнинском центре реабилитации инвалидов «Изгелек» уже в седьмой раз. У нее умственная отсталость, вегетососудистая дистония. Сначала посещала учреждение только под присмотром матери. Как выяснилось, Ольга не посещала школу, считает только до десяти, не знает, сколько ей лет, не обучена готовить пищу, заниматься домашним хозяйством, не умеет делать покупки в магазине, ухаживать за собой, боится ездить одна в общественном транспорте. Акцент в работе решили сделать на проведении мероприятий, способствующих улучшению ее психоэмоционального состояния, повышению мотивации на реабилитацию, обучение и получение новых знаний, умений и навыков, социальной активности.
С Ольгой долго занималась психолог Чулпан Галлямова, в том числе в сенсорной комнате – с использованием тактильной панели, методов песко-, сказкотерапии. Потом девушку начали привлекать к занятиям в кабинетах трудотерапии. Ольга стала самостоятельно добираться до центра. Она активно посещает все занятия, стала гораздо более уверенной в себе, общительной. Особенно ее привлекли занятия в артстудии – здесь под руководством специалиста по комплексной реабилитации Фариды Сафиуллиной освоила вязание на спицах, бисероплетение, джутовую филигрань, научилась делать поделки из гофрированной бумаги. Попутно освоила счет. Дальше – больше: Ольга начала читать стихи на досуговых мероприятиях, посещать танцевальный кружок «В ритме танца» центра «Изгелек». Возможно, скоро встанет вопрос и о трудоустройстве: навыки, полученные в центре, помогут девушке создавать на дому вязаные вещи, предметы декора.
– Отличительной особенностью нашего центра является разработка и внедрение принципов интегративной реабилитации, сочетающей в себе социально-медицинскую помощь по восстановлению и поддержанию жизненно важных функций, динамическое наблюдение, социально-средовую, социокультурную, социально-бытовую и психологическую адаптацию в соответствии с личностными устремлениями получателя социальных услуг, – комментирует директор учреждения Юлия Ивахина. – Среди технологий работы, которые доказали эффективность – «Планшет от А до Я», «Технология социальной адаптации граждан пожилого возраста посредством звукотерапии», «Фитбол-гимнастика», «Не鬬рографика», «Нейро¬бика», «Психогимнастика «Походка силы», «С компьютером по жизни», «Радуга цветных состояний» в условиях сенсорной комнаты», телесно-ориентированная терапия. У людей с ментальными нарушениями большую отдачу видим от технологии социальной адаптации посредством звукотерапии, метода кондуктивной терапии. Активно реализуем и адаптивное обучение с использованием методик эрготерапии, проводим занятия для членов семьи по уходу за тяжелыми больными с применением технических средств реабилитации. Для реабилитантов трудоспособного возраста делаем акцент еще и на мероприятиях по предпрофессиональной подготовке.
Большинство обслуживаемых имеют двигательные, когнитивные нарушения. В прошлом году положительный результат, который в центре оценивают по критериям Международной классификации функционирования, был получен в 86 процентах случаев. Что особенно радует специалистов, улучшения есть даже у получателей социальных услуг с очень тяжелыми формами инвалидности.
Примерно треть реабилитантов – это люди, перенесшие инсульт. Из-за болезни они не могут себя обслуживать. «Наша задача – научить их вновь почувствовать себя полноценным членом социума, – подчеркивает специалист по соцработе и инструктор по труду Мадина Хажарова. – Проводим занятия по восстановлению и замещению утраченных функций с помощью ТСР: в центре действует кабинет эрготерапии, оборудованный как модель квартиры. Здесь я обучаю инвалидов и их родственников с помощью тренажеров, приспособлений, которые призваны помочь больным людям обслуживать себя самостоятельно. Например, на групповом занятии показывала, как можно приготовить салат из моркови с помощью специальной доски с гвоздиками, как, используя специальные захваты, легко включить газовую плиту, надеть пиджак».
В числе тех, кому эти занятия уже смогли помочь, – 45-летний Алексей К.: ему все легче захватывать мелкие предметы, недавно освоил, как безопасно с помощью дуршлага сварить пельмени. Мужчину такие изменения очень радуют: после инсульта он стал совсем беспомощным.
В прошлом году в центре появился реабилитационный подвес «ORTORENT C+» – он предназначен для вертикализации людей с ограниченными возможностями здоровья, восстановления навыков ходьбы. А аппаратурно-программный комплекс «Активациометр» хорошо зарекомендовал себя для психологической диагностики и психокоррекции реабилитантов.
– Еще мы приобрели гончарный круг «Никодим» – мощный и тихий, при работе издает шум немного громче шепота, начали с его помощью обучать формовке гончарных изделий получателей социальных услуг, – рассказывает специалист по соцработе Резеда Михеева. – Такие занятия помогают восстановить координацию движения рук, развить мелкую моторики, глазомер.
Сотрудники центра давно мечтали приобрести и профессиональный напольный ткацкий станок – и вот, наконец, он тоже появился в центре. Компактный и легкий в работе, его используют для изготовления половиков, покрывал, пледов. А на новой современной швейной машине реабилитанты под руководством специалистов учатся ремонтировать и шить одежду.
– Мы с самого начала стараемся выстроить свою деятельность с молодыми инвалидами так, чтобы реабилитационный процесс был направлен на овладение полезными навыками и, в конечном счете, на трудоустройство, – отмечает директор.
36-летний колясочник Ильшат К., тоже собирается в будущем «монетизировать» освоенные в центре новые навыки: он прошел курс занятий в кабинете компьютерной грамотности. Аппаратно-программный комплекс с устройством альтернативного ввода для получателей социальных услуг с ограниченными двигательными функциями верхних конечностей и мелкой моторики помог ему научиться набирать тексты, пользоваться различными программами, всемирной паутиной. Сейчас Ильшат активно пользуется Порталом госуслуг.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ
Юлия ИВАХИНА, директор Набережночелнинского центра реабилитации инвалидов «Изгелек»
Прошедший 2022 год стал для нашего учреждения очередной серьезной ступенью на пути к достижению намеченных целей. Позитивных результатов немало: во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства в сфере социального обслуживания на региональном уровне в номинации «Стабильность и качество» мы заняли 3 место. Наш специалист Резеда Михеева стала лауреатом Регионального конкурса в РТ в номинации «За лучшую медицинскую и реабилитационную помощь». Кроме того, мы получили премию Всероссийской организации родителей детей-инвалидов «Родительское спасибо». А главное, мы качественно и эффективно предоставляли социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. Основной целью нашей работы остается проведение комплексных реабилитационных мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. В течение прошлого года у нас получили услуги 774 инвалида. 266 человек находились у нас в условиях стационара, 529 – полустационара. 218 соцобслуживаемых на группе – это люди трудоспособного возраста, 556 – пенсионного. У нас проходят реабилитацию жители Набережных Челнов, Нижнекамского, Тукаевского, Нурлатского, Актанышского и Мамадышского районов.
Исламия АГМАЛОВА, замдиректора ЦРИ «Изгелек»
Лишаясь определенных физических способностей, человек зачастую теряет и свою независимость. Центр реабилитации является одним из основных звеньев системы оказания помощи и поддержки людям с инвалидностью. Основная задача учреждения – помочь людям с ограниченными физическими возможностями по-другому взглянуть на свое положение: обрести уверенность в себе, возможность самостоятельно передвигаться, управляться с повседневными делами, получить специальность и работу, добиться независимости. Приоритетные направления нашей работы – это восстановление способностей к мобильности через применение различных методик реабилитации и лечебной физкультуры, с использованием реабилитационного оборудования, а также восстановление физической независимости. Специально оборудованная учебная модель квартиры позволяет проводить практические занятия, отрабатывать навыки самоухода и элементарных трудовых операций.