Надо стремиться к универсальному дизайну

За последние годы в результате реализации государственной программы «Доступная среда» в Татарстане проведены работы по реконструкции учреждений социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта, подъездов жилых домов с учетом нужд инвалидов. Свой вклад в этот масштабный процесс вносит и Татарская республиканская организация ВОИ. 

Внимательный взгляд общественников не пропускает мимо ни одной погрешности в проекте или во время строительных работ. Этих людей, которые не понаслышке знают о проблемах инвалидов, на такой контроль с момента старта программы все время нацеливал депутат Госсовета РТ, председатель ТРО ВОИ Рифат Ганибаев. Председатели и активисты районных и городских организаций ТРО ВОИ изучали тему доступности на встречах и семинарах, где получали конкретные знания в этой специфической области.
Есть расхожее мнение, что общественные организации инвалидов участвуют в программе «Доступная среда» постольку поскольку. Дескать, это чисто государственная программа – пусть соответствующие министерства и ведомства ее и реализуют, а задача общественников – поглядывать со стороны, ну и, может быть, что-то подсказывать, и этого достаточно. Рифат Ганибаев в корне не согласен с такой постановкой вопроса. Поскольку сам факт принятия госпрограммы «Доступная среда» на федеральном, а потом и на республиканском уровнях – это результат социального партнерства государства и гражданского общества в лице общественных объединений инвалидов, он считает, что организации инвалидов отнюдь не сторонние наблюдатели. Они активно участвовали в разработке этой программы, следуя международному принципу «Все, что делается для инвалидов, должно делаться с их участием». Если говорить напрямую, собственно, организации инвалидов и подтолкнули властные структуры принять эту программу. «А вот сейчас, когда «Доступная среда» поэтапно реализуется, дело общественников – осуществлять контроль за исполнением всех ее положений, – убежден председатель ТРО ВОИ. – На реконструкцию социальных объектов и покупку реабилитационного оборудования из бюджета выделены миллиардные ассигнования, хотелось бы видеть реальные, осязаемые результаты этого государственного «финансового вмешательства».
При этом Рифат Ганибаев считает, что общественные эксперты должны хорошо разбираться в градостроительных вопросах. До недавнего времени бывали и такие случаи: комиссия по приемке просит какого-нибудь колясочника – протестируй пандус и распишись в акте. Как проходил этот «осмотр»? Инвалид взялся за поручень – рука достает, проехался туда-сюда: доступен, мол, где ваши бумаги – распишусь.
– Я несколько лет назад был с делегацией ВОИ в Финляндии, – вспоминает председатель ТРО ВОИ. – Будете удивлены – там та же самая ситуация! В комиссии по приемке до недавнего времени просили участвовать «рядовых» инвалидов. Однако финская инвалидная общественность быстро смекнула, что из этого можно для себя извлечь выгоду. И, чтобы не было профанации, подготовило колясочников-экспертов, которые владеют знаниями не на уровне – хорошо-плохо, удобно-не удобно, а в курсе всех тонкостей в вопросах проектирования в области доступности. Считаю, что у нас в регионах России мы тоже должны подготовить, обучить общественных экспертов из числа инвалидов, которые бы со знанием дела тестировали объекты. Чтобы инвалид, подписывая документ, досконально знал: прав ли он в своих выводах? Ведь подпись – это ответственность. При этом, по нашему разумению, общественные эксперты, участвуя в комиссиях, не должны тянуть одеяло на себя, а выступать с другими участниками на равных. Естественно, налаживать работу общественных экспертов нужно планомерно и последовательно.
И эту работу ТРО ВОИ уже делает, проводя обучающие семинары республиканского уровня. Слушатели этих занятий потом на местах выступают в качестве экспертов.
 Естественно, в процессе общественного мониторинга­ проблем доступности выявляются «узкие места», нелепости некоторых архитектурных решений, которые требуют немедленного исправления. И здесь уже представители общества инвалидов не могут оставаться в стороне. Скажем, те объекты, которые реконструировались еще до принятия госпрограммы, оснащались пандусами «на глазок», как правило, с крутым уклоном. Нормальному человеку и в голову не придет проделать такой опасный трюк – воспользоваться неправильным архитектурным элементом. В подобных случаях и собственники, и строители оправдывают такое решение отсутствием достаточной площади и места. Но зачастую это лишь отговорки. Есть множество видов подъемников, которые могут вписываться в самые различные здания. Да, подъемник стоит недешево, но он гораздо функциональнее и предпочтительнее ненужного и бесполезного вертикального пандуса. 
К Рифату Ганибаеву как к руководителю республиканского общества инвалидов обращаются представители организаций и фирм, которые, как правило, хотят обойтись «малой кровью», подгоняя объект под требования доступности. «Поступает большое количество обращений с просьбой согласовать так называемую «кнопку вызова» для обслуживания инвалидов за пределами помещения, ну а попросту – на улице, – рассказывает председатель ТРО ВОИ. – Считаю такой вид обслуживания неприемлемым в принципе. Доходит до анекдотических ситуаций – у входа одной из аптек была обнаружена бутафорная «кнопка», нарисованная на бумаге и приклеенная на стене! Что это, как не насмешка над инвалидом? После нашего замечания этот листок сняли. Бывают и вовсе несуразные предложения – скажем, устанавливать такие кнопки внутри помещения, куда колясочнику попасть невозможно. То есть зачастую бизнесмены делают эти кнопки для отвода глаз, поэтому мы приняли решение не согласовывать такие предложения в принципе».
С частниками – все понятно, не хотят нести дополнительной финансовой нагрузки. А вот как быть с проектировщиками, которые должны свято чтить Градостроительный кодекс, в котором уже давным-давно имеются нормы по обеспечению доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, но они до сих пор время от времени игнорируются? Глядишь иной раз – вот новый дом построили, и пандус вроде есть, но перила только с одной стороны и угол наклона не тот. «Просто зачастую проектировщики и строители недобросовестно выполняют свои обязанности, – справедливо считает Рифат Ганибаев. – Я же все время говорил и говорю – не надо городить огород, делать для инвалидов что-то отдельно. Например, в республике который год действует государственная программа капитального ремонта домов, в Казани работает городская программа по ремонту дворов. Строительные нормы общие для всех, сегодня введено понятие «Универсального дизайна» в соответствии с новым «Техническим регламентом», действует ряд нормативных документов в части обеспечения доступности. Что мешает в процессе ремонта зданий, дворовых территорий строить хотя бы элементарные пандусы в подъездах, съезды с дорожек? Это не такие уж великие затраты – а удобно от этих элементов будет всем: и колясочникам, и пожилым людям, и мамам с детскими колясками».
В процессе реализации программы «Доступная среда» больше всего нареканий вызвало то, как переоборудовались для колясочников подъезды обычных домов. Зачастую этими откидными аппарелями инвалиды могут воспользоваться только с помощью кого-то, а не самостоятельно. Рифат Ганибаев по этому поводу говорит вот что: «Прекрасно осознаю, что в домах старой постройки трудно найти какое-то эксклюзивное решение в отношении инвалидов, особенно проживающих на верхних этажах домов без лифтов. Думаю, что необходимо рассмотреть возможность принятия программных мер по переселению людей с тяжелыми формами заболевания опорно-двигательного аппарата на первые этажи новостроек, где реализованы меры доступности. Подобные программы уже действуют в некоторых городах России, например, в Омске».
С архитектурной доступностью все более-менее понятно. А вот с доступностью транспортных услуг – больше вопросов, чем ответов. В одной из телепрограмм чиновники обещали создать для маломобильных граждан транспортный рай лишь к 2030 году. Откидные платформы низкопольных автобусов, которые сейчас закупаются муниципальными властями, это, конечно, хорошо, но это еще не решение проблемы. Хотя наличие таких автобусов – это большой шаг вперед. Рифат Ганибаев считает, что необходимо искать технические решения, позволяющие инвалидам на колясках самостоятельно попадать в автобус, адаптировать к их нуждам остановочные площадки. Вот как, например, в Германии, где в приспособленные пассажирские автобусы колясочники попадают через специальные помосты. Что мешает возводить такие же у нас?
Существует еще одна проблема. Инвалид-водитель в крупных городах чувствует себя изгоем – поставить свой транспорт крайне тяжело. Выделенные и обозначенные места для парковки личного автотранспорта инвалидов должны быть повсеместно. В Казани с этого года существуют платные парковки, где выделены бесплатные места для автомобилей, которыми управляют водители-инвалиды 1 и 2 групп или те, кто перевозит эту категорию граждан, в том числе детей-инвалидов. Но и здесь еще не все вопросы решены. Что, например, делать, если все эти специальные места уже заняты?
ТРО ВОИ участвует в решение всех этих сложных, а порой даже непредсказуемых вопросов, связанных с обустройством инфраструктуры. Радует только одно – постепенно, последовательно, пошагово доступность завоевывает себе все большие и большие территории.
Владимир ГАРАНИН