Как играть на невидимом инструменте

Мальчик на коляске проводит в воздухе руками – и из ниоткуда раздается музыка. Зрелище поистине сказочное: юный музыкант играет на невидимом инструменте! На полу разноцветные прямоугольнички, провода, «рога», напоминающие подставки для микрофона. Так в Арском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Исток надежды» проходят занятия по музыкотерапии, система «Саундбим» – их неотъемлемая составляющая.

Напомним, саундбим – это бесконтактный музыкальный инструмент, снабженный высокочувствительными датчиками движения, которые позволяют пользователям с любым уровнем умственного и физического развития создавать и выражать музыку. Эту эффективную современную технологию развития мотивации в реабилитации детей-инвалидов в «Истоке надежды» используют с 2011 года. Тогда же музыкальный руководитель Лейсан Галиева прошла обучающие курсы, и чудо-инструмент тут же внедрили в практику работы. Вскоре именно Арский реабилитационный центр стал победителем Всероссийского конкурса на самое инновационное использование системы «Саундбим».
За прошедшие 5 лет в «Истоке надежды» накопили большой опыт в этой области. По словам директора Наили Самиевой, с помощью саундбима реально не только компенсировать сложные дефекты развития детей с тяжелыми двигательными и психическими нарушениями, но и подобрать соответствующий их уровню способ коммуникации: впечатления собственного тела для таких ребят становятся базой сенсорного опыта. Роль дополнительных средств коммуникации – в том числе, электронных, тут переоценить трудно. «Саундбим» дает таким «особым» детям возможность общаться с миром невербально, на подсознательном уровне, с помощью живой музыки. И мало-помалу происходят чудеса: мальчишки и девчонки незаметно для себя воспринимают ритмические рисунки, начинают беззвучно напевать мелодии, стараться двигаться в такт ритму. Плюс к этому выстраиваются партнерские отношения с педагогом, а дети, объединенные в ансамбли, начинают дружить, заботиться друг о друге.
При мне один из воспитанников, 14-летний Рафиль, принялся танцевать под саундбим. У этого паренька синдром Дауна плюс множество двигательных нарушений. Сначала он ни с кем не общался, отказывался участвовать в занятиях. Музыкальный кабинет у него тоже интереса не вызвал – до тех пор, пока не увидел саундбим. Рафиль вдруг понял, что звук реагирует на его движения, и это его поразило. Замкнутость как рукой сняло, с воодушевлением начал исследовать возможности чудо-инструмента. Благодаря саундбиму мальчик научился танцевать, взаимодействовать с окружающими. Сейчас играет в шумовом оркестре центра! Другой воспитанник, 13-летний Руслан – колясочник, у него нарушена координация рук. Саундбим подошел ему идеально, ведь на этом инструменте нельзя играть неправильно, музыка будет звучать в любом случае.
«Обычно я даю воспитанникам время на самостоятельное знакомство с саундбимом, – делится Лейсан Галиева. – Все они ведут себя по-разному: кто-то сразу пытается начать играть, кто-то нюхает или даже кусает саундбим. Внимательно наблюдаю за этим процессом, тщательно фиксирую мелодии и ритмы, которые нравятся детям, и потом стараюсь стимулировать к тому, чтобы они захотели их повторить. На начальном этапе не все воспитанники умеют концентрироваться – вот тут-то на помощь к ним приходит саундбим. На эту систему реагирует любой ребенок. И хотя реакции могут быть непредсказуемыми, они есть, и это самое важное».
13-летняя Ляйсан Шаяхметова специально для меня сыграла на саундбиме гамму. «Исток надежды» она посещает уже 10 лет. В центре научилась рисовать на стекле, делать фигуры из гипса и гофрированной бумаги, танцевать, работать в теплице. Но любимые занятия – в музыкальном кабинете.
«Саундбим помогает нашим ребятам проявить свои таланты, в этом и заключается главный реабилитационный эффект», – отмечает Наиля Самиева.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ