Расширяя горизонты возможностей

№ 22 от 8 июня 2017 года

«Помогите, не знаю, что делать с сыном, его словно подменили!» – рыдала на приеме у специалистов отделения социальной помощи семье и детям Авиастроительного района Казанского КЦСОН 37-летняя Гульнара К. Оказалось, что ее 14-летний Айрат начал убегать из дома, бродяжничал, дело дошло до мелких правонарушений. Родителей по этому поводу уже неоднократно вызывали на заседания районной комиссии по делам несовершеннолетних, но сами повлиять на отбившегося от рук подростка они не могут. Поэтому мама и пришла в отделение – с надеждой, что здесь помогут. 

Чтобы выяснить причины бродяжничества Айрата, специалисты провели психологическую диагностику мальчика и его мамы, особое внимание уделив взаимоотношениям в семье. По результатам было видно, что в семье часто возникают конфликты между родителями по вопросам воспитания детей, нет единого стиля воспитания. Подросток чувствовал себя совершенно одиноким и подавленным, бегство из дома стало для него своеобразной попыткой выхода из травмирующей ситуации. В отделении Айрат прошел цикл индивидуальных психологических консультаций, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы с использованием арт-терапевтических методов, в том числе сказкотерапии, песочной терапии. 
На контакт он пошел не сразу, поначалу вел себя настороженно, замкнуто, отказывался говорить о себе, но особая атмосфера безопасности и спокойствия, создаваемая в интерактивной среде сенсорной комнаты, помогла быстро снять тревогу, страхи. Хороший эффект был от групповых занятий с элементами тренинга в рамках программы по формированию навыков социально приемлемого поведения «Новое поколение» – ее разработала психолог Альбина Яруллина. С мамой специалисты тоже активно работали: она посещала индивидуальные консультации, даже начала вести родительский дневник. По словам сотрудников, на сегодняшний день взаимоотношения в семье значительно улучшились, родители стали чаще проводить время с сыном. Айрата тоже не узнать – теперь это активный и целеустремленный подросток, начал лучше учиться, делится с мамой и папой всеми своими идеями и достижениями, а они во всем его поддерживают.
 – Таких случаев в нашей практике много: отделение социальной помощи семье и детям решает сложнейшие задачи по профилактике социального сиротства, преодолению факторов семейного неблагополучия, оказанию помощи нуждающимся в социальном обслуживании семьям с детьми, – комментирует директор Казанского КЦСОН Надежда Ибрагимова. – В прошлом году в соответствии с разработанными индивидуальными программами предоставления социальных услуг на основании заключенных договоров в отделении получили услуги 10529 человек, в том числе 5917 несовершеннолетних, которым было оказано 154536 социальных услуг. Среди них 13 процентов – это семьи, воспитывающие детей, более четверти – неполные, 27 процентов – многодетные, 14 – малообеспеченные семьи. Самые востребо¬ван­ные – социально-педагогичес­кие, социаль­но-пси­хологичес­кие, социаль­но-правовые услуги.
Основной упор в своей работе специалисты делают на инновации – только так и можно добиться ощутимых результатов, повышать эффективность деятельности. Замдиректора Лариса Курбангалиева перечисляет: тут и технологии участковой социальной помощи, межведомственного социального патронирования, патриотического воспитания молодежи, профилактики наркомании, алкоголизма, безнадзорности, жестокого обращения, повторных правонарушений, терроризма и экстремизма, межведомственного взаимодействия по организации социального сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из учреждений закрытого типа, условно осужденных, а также членов их семей, межведомственного взаимодействия по организации социального сопровождения женщин, сомневающихся в принятии своего новорожденного ребенка, «Мобильная бригада»… Столь же обширен применяемый в практике инструментарий – многообразие индивидуальных и групповых форм работы, психологических тренингов, интерактивных мероприятий.
Например, одно из хорошо зарекомендовавших себя направлений работы – это организация профилактической работы в форме тематических акций, занятий в рамках «Родительского всеобуча», мероприятий из цикла «Родные дворики». В течение прошлого года ими охвачен 7141 ребенок и взрослый – как правило, с непростыми характерами и еще более сложными ситуациями в семьях. Поэтому особенно важно, что в трудные моменты они не были предоставлены сами себе. Специалисты отделения всегда готовы предоставить им и полезную информацию, и конкретную помощь – как, получилось, например, в семье 38-летней Ольги Н. Эта мать-одиночка, выросшая в детдоме, совершенно не представляла себе, как воспитывать двух малолетних детей, как организовать домашний быт и уют. На «Родительском всеобуче» ее научили, как играть с детьми, проводить семейные праздники, делать заготовки, симпатичные поделки для украшения дома. Эти новые сведения и навыки совершенно преобразили жизнь семьи, улучшили домашний микроклимат.
По словам Ларисы Курбангалиевой, одной из очень популярных форм на протяжении многих лет является и клубная работа. На базе отделения социальной помощи семье и детям действуют 19 клубов – «Открой свое будущее», «Любознайка», «Маленькая мастерица» и другие – в которых сотрудники ведут активную работу с семьями, воспитывающими несовершеннолетних. Среди направлений – психологическая адаптация, адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие познавательных и творческих процессов. Часто именно эта возможность интересно и полезно проводить досуг, узнавать новое, учиться, общаться, дружить, становится «спасительной соломинкой», помогающей клиентам отделения преодолевать жизненные невзгоды. Взять хотя бы 15-летнюю Лейсан С.: на почве разрыва с парнем, ссор с родителями, подругами девушка хотела покончить с собой. Решила, что никому не нужна, что жизнь не удалась. Но врачи пытавшуюся отравиться школьницу откачали. Семью поставили на межведомственный патронат, и сотрудники отделения немедленно приступили к работе по снижению риска последствий и вероятности повторного суицида, реабилитации несовершеннолетней и ее социального окружения. «Мы сделали упор на активную эмоциональную поддержку Лейсан, – рассказывает психолог Лера Илларионова. – Не критиковали ее поступок, чувства, приняли ситуацию без осуждения, и это помогло выстроить с ней доверительные отношения, понять причины конфликта, отношение девушки к попытке суицида». Индивидуальные занятия постепенно перешли в групповые, клубные – по авторской программе «Дорога к миру!», направленной на формирование будущих жизненных целей и ценностей. Лейсан понравилось делать своими руками разные поделки, участвовать в тренингах. Сотрудники вели постоянный мониторинг эмоционального состояния девушки. Работу они выстроили правильно – это показывало снижение уровня личностной тревожности. Коррекционная работа с мамой тоже дала хорошие результаты. Сейчас семью сняли с межведомственного патроната: Лейсан поступила в вуз, у нее много друзей, хорошие взаимоотношения в семье, она строит планы на будущее.
– При поиске инновационных решений традиционных социальных проблем хорошим подспорьем является социальное проектирование, – рассказывает Лариса Курбангалиева. – Разработанные нами проекты не раз становились победителями Республиканского конкурса социальных проектов «Общественная инициатива», конкурса ОАО «РИТЭК», республиканских конкурсов программ, направленных на профилактику наркомании, жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних. За последние три года мы представили 73 проекта, 16 получили грантовую подпитку. Это позволило внедрить такие технологии, как парковый ритрит, социальный театр, профориентационный комплекс, реализовать новые сочетания инструментов и методов социального воздействия – в соответствии с потребностями получателей социальных услуг.
Одна из последних побед – в конкурсе социальных проектов «Общественная инициатива-2016». Проект «Мой выбор» вошел в число лучших в номинации «Реабилитация и абилитация инвалидов: инновационные технологии работы». В числе его задач – организация профориентационных мероприятий, направленных на повышение уровня информированности детей-инвалидов старшего школьного возраста, для последующего осознанного выбора наиболее подходящих профессий, а также получение конкретных навыков в области прикладного творчества. Рабочий план включил в себя цикл социально-психологических, профориентационных, творческих занятий, мероприятия в центре занятости населения Кировского района, профессиональном колледже №41, посещение Детского города профессий «KidSpace». На грант приобрели мягкое модульное оборудование – для песочной терапии, коврики, кресла-мешки. Все это разместили в комнате по работе с детьми-инвалидами. На одном из последних мероприятий в колледже №41 участники проекта смогли увидеть, как обучаются студенты, познакомиться со спецификой различных рабочих профессий, попробовать себя в таких мастер-классах, как «кондитерское дело», «фотостудия», «парикмахерское дело», «ландшафтный дизайн». Кое-кто из ребят уже твердо решил поступать именно в это учебное заведение, как, например, 15-летний Алексей – он выбрал профессию повара-кондитера. Юноша на домашнем обучении, вечно занятые родители с сыном о выборе профессии практически не говорили, а сам Алексей справиться с такой задачей самастоятельно, понятное дело, не мог. В ходе реализации проекта у подростка выявили и интерес, и способности к готовке. Большое впечатление на Алексея произвели профориентационные занятия, экскурсии в центр занятости, на которых он увидел, как востребованы повара в Казани. В июне паренек собирается подавать документы в колледж.
– Достигнутые результаты – не повод останавливаться, – отмечает Надежда Ибрагимова. – В условиях постоянного повышения темпа работы, постановки максимальных отраслевых задач планируем повышение качества и доступности услуг, в том числе путем внедрения новых технологий и форм работы, организации профилактической работы и социального сопровождения, укрепления материально-технической базы учреждения.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ