Творческое пространство без границ и барьеров

№ 47 от 21 декабря 2017 года

В Москве прошел III Международный симпозиум «Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством – к творческому развитию личности», который собрал около 100 человек – руководителей творческих студий, клубов и образовательных центров, творческих людей из числа инвалидов. Организаторами его выступили Всероссийское общество инвалидов, АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение», фонд «Филантроп».

На пленарном заседании в мэрии Москвы с напутственными словами выступили директор Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Анна Гусенкова, депутат Госдумы РФ Олег Смолин.
Председатель ВОИ, депутат Госдумы РФ Михаил Терентьев, приветствуя участников форума, сказал: «Надеюсь, что дискуссии симпозиума и принятые на нем решения помогут появлению в социокультурной области настоящих профессионалов, с помощью которых сможет развиваться все общество в целом».
Затем начали работу две дискуссионные площадки, на которых, условно говоря, выступали теоретики и практики, работающие в сфере инклюзивной культурной среды. Темы докладов были очень разнообразными, такие как «Анимационная терапия как творческая реабилитация детей-инвалидов», «Инклюзия в театре: юридические тонкости и международная практика», «Способы и формы продвижения творчества людей с инвалидностью». Обмен опытом показал, что в России много людей, развивающих эффективные технологии социокультурной реабилитации. У всех проблема одна: в большинстве случаев работа держится на голом энтузиазме. Все доказывали, что занятия музыкой, театром, живописью и другими видами искусства, несомненно, полезны для людей с инвалидностью, но они в любой момент могут прекратиться из-за нехватки денег или отсутствия сил у тех, кто ведет эти занятия.
Я в своем докладе на дискуссионной площадке практиков говорил о том, как достичь определенного авторитета в культурной среде и впоследствии получать с этого дивиденды.
Привел пример Татарстанской республиканской организации ВОИ, которая изначально поддерживала творчество людей с инвалидностью. Скажем, выпустило сборники, такие как «Преодоление», «Цветные сны», «Сердце сердцу радо». В свое время именно ТРО ВОИ помогло мне издать мой первый музыкальный альбом авторских песен.
Конечно, отметил насколько важно пропагандировать свое творчество широкому кругу слушателей, зрителей. Этот тезис касается не только музыкантов, певцов, но и художников, писателей. Здесь лишь формы демонстрации своих произведений разные: в одном случае это концерты, в другом – выставки, издание книг.
Остановился на некоторых моментах собственного опыта продвижения творчества. К 20 годам я написал около 100 песен, затем издал диск, но не стал его прятать под сукно. Показал на радиостанциях, там музыкальные редакторы благосклонно отнеслись к песням в моем исполнении – стали транслировать. Появление в эфире – событие и для творца, и для средств массовой информации: появились статьи и заметки в газетах, сюжеты на телевидении.
Естественно, полезно для каждого творческого человека участие во всевозможных конкурсах и фестивалях, лауреатство в которых также дает повод обратиться в СМИ, рассказать о своих успехах. Я участвовал в десятках творческих конкурсов, самым главным достижением считаю участие в мероприятиях фонда «Филантроп», где я как автор-исполнитель стал обладателем 1 премии.
Поведал на дискуссионной площадке, насколько важно постоянно выступать на сценических площадках. Об этом я всегда говорю участникам как председатель жюри Межрегионального конкурса бардовской песни среди людей с инвалидностью в Сыктывкаре. В любых городах есть творческие центры, клубы, которые проводят музыкальные вечера. Можно изготовить афишку, диск, альбом-представление – предложить свою программу. Если удается зарекомендовать себя – выступления будут постоянными. У меня сейчас на два месяца расписаны выступления – до 10 в месяц. Так что это мое песенное хобби стало приносить и доход, который можно направлять на дальнейшее развитие творчества – на запись оркестровок, издание дисков.
Уже зарекомендовавший себя исполнитель, творец может обратиться за помощью в профильные учреждения. Скажем, Управление культуры Казани помогло мне записать на профессиональной студии с музыкантами три песни для радио. Минкультуры РТ приглашает на свои мероприятия, где я, например, выступаю на концерте «Искусство добра» в Государственном большом концертном зале консерватории вместе с ведущими певцами и музыкантами Татарстана. Вот вам и пример инклюзии!
Московский симпозиум получился очень насыщенным. Поэтому мы вернемся к этой теме в одном из следующих номеров газеты.
Владимир ГАРАНИН