«Смогу жить самостоятельно» – не просто лозунг

№ 1 от 12 января 2018 года

Куда попадает выпускник дома-интерната для умственно отсталых детей? Пока – во взрослую сеть таких учреждений. Но, возможно, совсем скоро ситуация кардинально поменяется – ведь в республике реализуется проект «Смогу жить самостоятельно».

– Проблема подготовки детей-инвалидов к самостоятельной жизни является особо актуальной для ребят, проживающих в интернатных учреждениях, – говорит замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева. – Чем более выражены физические и ментальные нарушения, тем менее развиты у них самые элементарные навыки. А ведь в дальнейшем это приводит к трудностям в получении профессионального образования и трудоустройства, организации самостоятельного проживания. На базе двух детских домов-интернатов для умственно отсталых детей – Дербышкинского и Верхне-Отарского – при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы реализовали Межведомственную программу по комплексной подготовке и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями жизнедеятельности к активной самостоятельной жизни в Республике Татарстан на 2016-2017 годы. Суть проекта «Смогу жить самостоятельно» – обучение воспитанников этих учреждений навыкам самостоятельного проживания. 
В Верхне-Отарском детском доме-интернате для умственно отсталых в целевую группу проекта вошли 30 воспитанников в возрасте от 10 до 18 лет с умственной отсталостью, двигательными нарушениями.
– Детей с такими глубокими ментальными нарушениями, как у наших подопечных, даже самым простым бытовым операциям обучить непросто, – отмечает воспитатель Гульфия Садыкова. – Тут требуется кропотливая индивидуальная работа, с постоянным контролем процесса. Научить умственно отсталого ребенка самостоятельно складывать рубашки или мыть чашки – это совершенно не то, что здорового. Но практика показывает, что если изо дня в день повторять одни и те же манипуляции, тренируя мышечную и зрительную память, то и наши воспитанники могут многого добиться. Главное – постоянно стимулировать интерес детей к работе.
В рамках проекта в республике для детей-инвалидов разработано 26 дифференцированных программ и учебных планов по социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни. Что дало их применение в Верхних Отарах?
15-летний воспитанник Ваня М. еще совсем недавно не умел делать своими руками практически ничего. Гиперактивный подросток с ментальными нарушениями плохо контактировал с окружающими, быстро забывал новую информацию. Сейчас он научился застилать и расправлять постель, мыть полы, пылесосить. Еще вместе с другими воспитанниками Ваня посещает интернатский магазин, где за символические «деньги» можно сделать самые простые покупки, и с ролью покупателя с каждым днем справляется все лучше. На адаптивной кухне, тоже появившейся в учреждении в рамках реализации проекта, мальчик научился мыть посуду, различать овощи и фрукты. Каждый день дети делают настоящие открытия. Вот недавно всей группой пекли блины и, замешивая тесто, вдруг выяснили, что, оказывается, яйца внутри жидкие – прежде-то они видели их у себя в тарелке только сваренными вкрутую! В доме-интернате появилось и специальное оборудование «Азбука дорожного движения». Ваня уже уверенно различает цвета светофора, твердо усвоил, на какой свет можно переходить дорогу.
Другая подопечная интерната, 15-летняя Настя тоже делает успехи, а ведь прежде за собой не могла ухаживать совершенно. Надеть одежду задом наперед – это для нее было обычное дело. Сейчас одевается правильно, научилась расчесывать волосы, умываться и даже пользоваться косметикой! В адаптивной кухне Настя обрела навыки приготовления овощных салатов, сервировки стола. В швейной мастерской девочка постепенно осваивает машинные строчки, теперь умеет вдеть нитку в иголку, пришить пуговицы, хорошо гладит. Еще ее научили стирать вручную мелкие вещи.
– Все обретенные детьми и подростками навыки обязательно понадобятся им: ведь мы планируем продолжить проект «Смогу жить самостоятельно» организацией так называемого сопровождаемого проживания лиц с ментальными нарушениями, – отмечает Юлия Абдреева. – С этой целью изучаем опыт других регионов – правда, он невелик и существует в виде отдельных инициатив. Например, в Псковской области завершается пилотный проект по сопровождаемому проживанию. Оно организовано в приобретенных на средства самих инвалидов или их родителей квартирах, в сельской местности – в домах. Сопровождающие инвалидов лица находятся с ними постоянно, в том числе в ночное время. Они вместе ходят в магазин, готовят еду, стирают белье, делают уборку. Днем инвалиды заняты в специально построенных трудовых мастерских. Кстати, занимается этим некоммерческая организация «Росток»: она финансируется в форме субсидии за счет средств областного бюджета. В каком формате это будет происходить у нас в республике, пока вопрос открытый. Но сопровождаемое проживание лиц с ментальными нарушениями мы обязательно будем внедрять.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ