Маршрут, позволяющий выбрать главное дело жизни

№ 1 от 12 января 2018 года

Что является «вершиной» реабилитации инвалидов? Конечно, трудоустройство. Поэтому с самого раннего возраста с ребенком, у которого ограниченные физические возможности, необходимо вести кропотливую профориентационную работу. Это очень хорошо понимают в Лаишевском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. 

– В центре дети проходят социальную реабилитацию, в рамках которой группа специалистов выстраивает индивидуальный маршрут интеграции, постепенно усложняя развивающую среду для ребенка-инвалида от простого общения до групповых занятий с решением множества задач, – говорит директор учреждения Наталья Сурулева. – При благоприятном реабилитационном прогнозе реабилитант получает начальные профессиональные навыки и профессиональную ориентацию, что, несомненно, важно в его дальнейшей жизни.
С чего начинается профориентация? По словам социального педагога центра Татьяны Сагитовой, вначале с детишками проводится анкетирование. Выясняют: что они могут делать, чего хотят достичь? После этого консультируют ребят и их родителей, в каких направлениях они могут себя развить и чего могут достичь, невзирая на имеющиеся дефекты.
У реабилитационного центра налажена хорошая связь с местным центром занятости населения, специалисты которого ежемесячно, в каждом заезде проводят занятия и консультации ребят, которые достигли 14-летнего возраста, по вопросам профессиональной подготовки и самоопределения.
Большое значение в центре придают развитию общетрудовых и предварительных профессиональных качеств и навыков. Обучение ведется по авторским программам «У истоков ремесла» и «Компьютерная азбука» – они разработаны специалистами центра.
На последнем этапе этого обучения у детей формируют, говоря научным языком, адекватный уровень притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний. В этот период занятия проводятся по программе «Основы профессиографии». В ходе профориентационной работы учитываются личные желания каждого ребенка-инвалида, проводится тщательная оценка его профессиональных склонностей и, конечно же, медицинского диагноза.
Ребята видят и воочию, что из себя представляет та или иная профессия. По словам Татьяны Сагитовой, особенный интерес у них вызывают экскурсии на предприятия города. Разработан специальный маршрут, когда дети, перемещаясь на автобусе, поочередно посещают социальные учреждения, поликлинику, почту, магазин, музей, библиотеку, цех по разведению рыб, хлебокомбинат, питомник лесхоза.
Профориентация – это подготовка ребенка к тому, чем он намерен заниматься в будущем. Однако в стенах реабилитационного центра они уже сейчас получают полезные навыки, которые послужат основой для будущей профессии. Например, здесь действует программа «Компьютерная азбука»: ребята, играя, получают необходимые навыки. Социальный проект «У истоков ремесла» способствует формированию у детей трудовых навыков в различных видах декоративно-прикладного творчества. Кстати, повальное увлечение детей гаджетами в реабилитационном центре тоже решили направить в рациональное русло: специалисты разработали новую технологию: «Читальный зал в сенсорной комнате». И теперь тот же смартфон будет ребят не отдалять от литературы, а, наоборот, способствовать знакомству с шедеврами изящной словесности через аудиокниги, которые в замкнутом пространстве сенсорной комнаты с приглушенным светом, где ничто не отвлекает, воспринимаются по-особому. После «звукового» знакомства с книгой детей просят рассказать, проанализировать, что они услышали. То есть развиваются память, логика.
Профориентирование в центре проводится не один год. И на сегодня есть уже примеры, когда ребята, проходившие здесь реабилитацию, обучаются в средних профессиональных учебных заведениях. Заведующая отделением социальной адаптации Алсу Волкова рассказала:
– У нас несколько лет получал реабилитационные процедуры и мероприятия Наиль Р. У него легкая умственная отсталость. Ближе к 18 годам, вместе с его мамой и специалистами начали искать, куда бы парня устроить на обучение? Психологи определяли – что интересует Наиля, какая трудовая деятельности ему больше подойдет? Заметили, что он любит рукодельничать, по общему нашему мнению, он может стать неплохим специалистом по лозоплетению. Парень тоже был не против получить такую специальность. Мы созвонились с техникумом в Кукморском районе, поговорили, и его приняли на обучение. Это была наша общая победа.
И думается, таких побед с каждым годом будет больше, ведь реабилитационный центр нацелен на конечный результат: воспитать гармоничную личность, которая может найти себя и в профессии.
Владимир ГАРАНИН