Кем хотят стать трудные подростки?

№ 45 от 7 декабря 2018 года


В настоящий праздник превратилось подведение итогов профориентационного проекта «Кем быть? Это твой выбор!» в Республиканской специальной общеобразовательной школе имени Н.Галлямова: подготовившие его специалисты центра занятости населения Московского района Казани сделали все, чтобы ребятам это мероприятие запомнилось надолго. Украшенные яркими шарами зал, торты, подарки для всех участников – для неизбалованных жизнью трудных подростков, которые учатся и живут в этом закрытом учреждении, все это стало настоящим событием.

– Этот проект мы реализуем в специальной школе в рамках подпрограммы «Популяризация рабочих и инженерных профессий в РТ на 2014-2020 годы», – рассказывает директор Московского центра занятости населения Нина Стегунова. – Его цель – формирование у учащихся, подростков с девиантным поведением, осознанного подхода к выбору профессии как в соответствии с их собственными интересами и наклонностями, так и потребностями региона в специалистах определенного профиля. Актуальность проекта налицо: мы изначально ориентировались на самый сложный контингент. Эти вступившие в конфликт с законом подростки находятся в школе по постановлению суда, большинство из них из проблемных семей. Они были лишены позитивных примеров со стороны родителей, им нужна особая помощь при выборе профессии. Нашей задачей было дать им правильные жизненные ориентиры, помочь преодолеть иждивенческие настроения и, конечно, увлечь стопроцентно востребованными профессиями. Акцент постарались сделать на том, чтобы ребята увидели своими глазами, из чего состоит тот или иной труд, как организованы процессы на конкретных производствах.
Целевой группой проекта стали 37 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Финансовое обеспечение – 200 тысяч рублей – прошло за счет республиканского бюджета по линии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Заказчиком и разработчиком технического задания стал ЦЗН, а выполнял его Учебный центр «Роста. Успеха. Мастерства». По словам директора этой организации Ольги Капустиной, с сентября в рамках проекта проведено множество мероприятий. Начали с тестирования, чтобы определить сферу профессиональных предпочтений школьников. Как оказалось, большинство тяготеет к профессиям типа «человек-техника», мечтает заняться предпринимательством. В результатах отразились и все минусы бывшей уличной, беспризорной жизни ребят: практически у всех очень низкий уровень IQ, иждивенческие настроения, склонность к импульсивным нерациональным поступкам. И очень слабые представления о том, какие бывают профессии, чем именно кто занимается. На первую же встречу организаторы пригласили представителей двух рабочих профессий – электрика-автодиагноста и сборщика мебели, которые просто и без прикрас рассказали, как они начинали свой бизнес, из чего складывается их рабочий день. Общение с ними произвело на ребят сильное впечатление. От сборщика мебели, например, они узнали, что поначалу он занимался изготовлением самых обыкновенных столов и стульев, зато сейчас делает эксклюзивные кухни и зарабатывает от 5 до 12 тысяч рублей в день. Хороший пример для подражания! Двое ребят сразу же захотели выбрать эту стезю.
После тренинга по выбору профессии школьников ждали экскурсии. На «КАНавто» ребятам показали, как обслуживают и ремонтируют автомобили, на заводе «Вакууммаш» подростки увидели, какие бывают станки, узнали историю предприятия, осмотрели экспонаты в заводском музее.
– Школьников очень впечатлило, какие условия созданы для рабочих – чистота, удобная и красивая спецодежда, – рассказывает Ольга Капустина. – И, конечно, все были просто сражены, какое сложное оборудование используется в цехах. Интересовались у рабочих их зарплатой, и, к удивлению ребят, она оказалась вполне достойной.
Последующее тестирование показало, что двое ребят хотели бы работать на «Вакууммаше», семеро – на «КАНавто». «На каждом мероприятии мы делали акцент на том, что выбор профессии – очень ответственное дело для каждого молодого человека, – подчеркивает Ольга Капустина. – Старались стимулировать интерес ребят к труду как таковому, возможности овладеть рабочими профессиями, которые точно не дадут им пропасть в жизни. Никакие лекции не заменят живых впечатлений, поэтому для них было очень важно побывать на производстве, увидеть, как трудятся разные специалисты, пообщаться с ними».
В рабочий план проекта включили и ролевые игры. На одной ребятам предложили представить, что они оказались на необитаемом острове. Чтобы выжить, было необходимо определиться, какие профессии особенно важны, а потом выбрать себе дело по душе. По словам психологов Учебного центра, некоторые из подростков сразу включились в процесс, предлагали свои кандидатуры сразу на несколько «вакансий», но кое-кто предпочел отсидеться в стороне. Далее школьников ждало упражнение «Я хочу»: было нужно написать на листке бумаги любые свои желания. Здесь организаторы, конечно, действовали строго конфиденциально и результаты не оглашали. Но итог взяли на вооружение для дальнейшей работы: как оказалось, многие из подростков вообще не умеют хотеть, в их списке едва набралось с пяток желаний! Интересным был результат и у упражнения «Богатый и бедный». Ребятам озвучили такую ситуацию – через 50 лет встретились бывшие школьные друзья: один смог стать богатым, другой остался бедным, они делают друг другу подарки, исходя из уровня своего благосостояния. Школьникам нужно было ответить на вопрос, кто их этих двоих им более симпатичен. Так практически все встали на сторону бедного, а богатого заклеймили позором! Вот он – результат голодной уличной жизни, крайне заниженного самосознания. Организаторам профориентационных мероприятий есть к чему стремиться: менять сложившийся стереотип, показать ребятам, что жизнь может быть совсем другой – полной радости труда, профессиональных свершений. И мало-помалу им это начало удаваться.
– Мы сами удивлялись, что наши «особые» воспитанники, мало склонные к сантиментам, открытому выражению своих чувств, так эмоционально откликались на все происходящее в рамках проекта – с большим интересом обсуждали каждую встречу, начали задумываться о своем профессиональном самоопределении, – говорит социальный педагог школы Нажия Газизова. – Тем более, что каждое мероприятие заканчивалось обсуждением рекомендуемых профессий, возможностей и преимуществ получения профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Семейное окружение наших ребят, как правило, не утруждает себя работой, чтобы сократить случаи рецидива, надо помочь ребятам социализироваться, овладеть востребованными профессиями.
На итоговом конкурсе участников проекта попросили подготовить плакаты как раз на эту тему – нарисовать представителей наиболее заинтересовавших их профессий. Ребят разделили на три команды, и каждую, не сговариваясь, подростки назвали одинаково – «Надежда». Вот вам и сюрпризы подсознания! В итоге «Надежда-1» презентовала профессии пожарного, врача, повара, сварщика и архитектора, «Надежда-2» представила аж 20 профессий – от детектива до официанта и садовника. Не забыли ни про ученых, ни про мусорщиков, – рассказали о пользе каждой. «Надежда-3» подготовила плакат с красноречивым названием «ВДВ». Двое ее участников – Руслан Сибгатуллин и Максим Сладкевич твердо решили стать военными, после службы в армии служить по контракту и получить специальное образование. Большой неожиданностью для организаторов стало то, что многие из ребят решили дополнительно нарисовать собственные плакаты. Например, оказалось, что Хасан Нуриев хочет быть гитаристом, Артур Досов – сантехником, Артем Кузнецов – танцовщиком брейк-данса. Правда, внятно рассказать о своих предпочтениях получилось не у всех – этим подросткам трудно формулировать свои мысли. Но то, что появилась цель, к которой можно стремиться, для каждого – очень большое достижение. Обратившись к подросткам, Нина Стегунова рассказала, что если после окончания школы они не пойдут в училище или колледж, можно обратиться в свои районные центры занятости и пройти курсы по профессиональному обучению. Проинформировала ребят и о специальных программах, которые облегчат трудоустройство. На вопрос, понравилось ли участвовать в проекте, все с энтузиазмом прокричали «Да!» Кульминацией мероприятия стало, конечно, награждение и вручение призов – их за разные достижения в ходе проекта получил каждый. Ведь организаторы понимают, насколько важно для любого из этих ребят почувствовать себя победителем.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ