Помочь выбрать правильную профессиональную траекторию

Кто из дошколят откажется попробовать себя в роли фермера, автомеханика или продавца? Тем более, если сделать они это могут не где-нибудь, а именно в реальной обстановке, используя самое настоящее, «взрослое» оборудование. А гидами для них становятся опытные работники – рассказывают, чем они занимаются, что надо для этого знать и уметь, где эту профессию можно освоить. Для современных ребят, которые подчас видят овощи только на столе, а автомобильные запчасти – на картинках, такие профориентационные игры, где все, в отличие от компьютерных игр, можно потрогать руками – это что-то по-настоящему удивительное и привлекательное. В Сабинском центре занятости населения уверены, что только такими неформальными методами можно стимулировать ребят к выбору профессий, в которых район остро нуждается, в том числе и аграрного профиля.

– В нынешнем году в рамках подпрограммы «Популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014-2020 годы» государственной программы «Содействие занятости населения Республики Татарстан на 2014-2020 годы» мы реализуем профориентационный проект «Дороги, которые мы выбираем», ставший победителем Республиканского конкурса, организованного Министерством труда, занятости и социальной защиты РТ, – рассказывает директор ЦЗН Данис Габтерахманов. – Он является частью муниципальной Программы на 2019-2023 годы «Город профессий «Saba Balahoner». Цель этой программы – создать в районе эффективно действующую систему профориентации, содействующую формированию у воспитанников детсадов и школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору сферы деятельности. Благодаря слаженным действиям всех служб, включая нашу, удалось развернуть комплексную систему профориентации детей, охватывающую все ступени обучения.
В рамках этой программы в 42 организациях и предприятиях райцентра были созданы учебные классы для несовершеннолетних, где под руководством сотрудников они могут «примерить» на себя самые различные профессии. Например, автослесаря, тракториста, санитара, кассира банка...Практические занятия подкрепляются тестированием, которые проводят специалисты ЦЗН, показом профориентационных мульт­фильмов. Перед началом мероприятия ребята получают в «Ак барс банке» символическую «валюту» – один «барсик». Они ею расплачиваются за проведенные в учреждениях и на предприятиях консультации, а взамен за активное участие могут заработать куда больше. Все зависит от самого ребенка, его желания постигать новое, пробовать себя в разных рабочих ипостасях. Накопленные «барсики» дети могут потратить в культурно-спортивном комплексе «Сабантуй» в райцентре – расплатиться ими за игровые симуляторы, занятия на спортивных тренажерах. Причем, сельских ребят тоже привозят, для этого разработан строгий график посещения учебных классов. Полученные за победу в конкурсе Минтрудсоцзащиты РТ 500 тысяч рублей идут на транспортное обеспечение поездок, в том числе и на проведение профориентационных экскурсий – этому и посвящен проект «Дороги, которые мы выбираем».
– Реализуя проект, мы еще раз убедились, что экскурсии на предприятия – одна из наиболее эффективных форм профориентации, которая вызывает у ребят море положительных эмоций и дает конкретное представление о рабочих и инженерных специальностях, – подчеркивает ведущий инспектор Илюса Сафарова. – Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. С учетом интересов работодателей и школьников мы разработали маршруты по предприятиям, наиболее успешно представляющим свою отрасль на рынке. Выбрали те, где реализуют высокие технологии и инновационные идеи по деревообработке, обработке посевных площадей, по уходу за откормочным и молочным стадом. Ребят знакомили с историей предприятий, водили по цехам, объясняли тонкости производства, рассказывали о востребованных профессиях. Радует, что работодатели понимают: сегодняшние школьники – это завтрашние молодые специалисты этих предприятий.
По словам замруководителя исполкома района по инновационному развитию и поддержке предпринимательства Ильнура Кутдусова, требования к кадрам, работающим в различных отраслях хозяйственного комплекса, год от года возрастают. Кардинально изменились характер и цели труда в сферах сельхозпроизводства, обслуживания населения района: возросла интенсивность, усилилась напряженность, требуются высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Предприятия всегда в поиске молодых сотрудников, поскольку средний возраст персонала уже составляет более 45 лет. Приобретают новую технику, и позарез нужны люди, умеющие на ней работать. «Готовы всячески поддерживать молодых специалистов, но они идти работать в аграрный сектор не спешат: мешают и стереотипы о якобы грязном и плохо оплачиваемом сельхозтруде, и слабая информированность. Поэтому мы очень приветствуем профориентационную программу «Дороги, которые мы выбираем», – отмечает Ильнур Кутдусов.
За последние три года государственную услугу по профориентации специалисты ЦЗН оказали 4584 жителям района, из них 2893 – несовершеннолетние. В этом году охватили 1269 детей. Но и в службе занятости, и в администрации района хорошо понимают: профориентация должна идти рука об руку с трудовой подготовкой, иначе все сведется к пустому формализму, оторванности от практики. Поэтому вот уже в течение восьми лет каждый школьник, начиная с 14 лет, как минимум один месяц в году должен трудиться, если, конечно, у него нет противопоказаний по здоровью. Ведь это обязательно поможет в дальнейшем профессиональном самоопределении, научит уважать труд, гордиться его плодами. Плюс это хорошая профилактика иждивенческих настроений.
– Контрольный показатель на нынешний год – 600 школьников, 231 человек уже прошел трудовую практику, – листает страницы отчетов директор Данис Габтерахманов. – Причем, мы стараемся, чтобы ребята трудились в самых разных областях – от сельского хозяйства до сферы обслуживания. Так, кто-то стал подсобным рабочим на предприятии по изготовлению пластиковых окон, кто-то сортирует детали на «Саба-агро», кто-то трудится нянечкой в детском саду или ухаживает за овощами в пришкольных теплицах. Получают за свой труд ребята достойно – зарплата не ниже уровня МРОТ в зависимости от количества выработанных часов, плюс материальная поддержка по линии Министерства труда, занятости и соцзащиты РТ. «Набегает» примерно 12000 рублей – для сельского района приличная сумма! Приоритет при трудоустройстве отдаем ребятам из проблемных, малоимущих, многодетных семей.
Система работает так: каждый год в феврале утверждается районная программа летнего отдыха детей, в ее приложении подробно расписывается организация в июне-августе труда несовершеннолетних. Всем учреждениям устанавливается квота, которая не подлежит обсуждению. С другой стороны, определяются ребята, у которых нет противопоказаний по здоровью. И уже к марту у сотрудников центра занятости на руках конкретные цифры: сколько ребят будут трудоустроены и куда, идет разбивка по месяцам. Выполнение программы – на личном контроле у главы района Раиса Минниханова, так что с работодателями у сотрудников центра нет никаких проблем.
– Мы уделяем очень большое внимание этому направлению своей работы, – комментирует Данис Габтерахманов. – Причем в последнее время стараемся при распределении ребят на рабочие места учитывать результаты профориентационных тестирований: пусть занимаются тем, к чему особенно лежит их душа. В конечном счете все это помогает популяризировать рабочие и инженерные профессии, привлекать молодых людей в учреждения среднего профессионального образования.
Хорошо, что у ЦЗН теперь есть возможность организации стационарных занятий на своей базе: после переезда в новое здание здесь оборудовали кабинет профориентации школьников и дошкольников. По словам ведущего инспектора Фидании Гариповой, имеются все необходимые диагностические материалы. Своими силами специалисты разработали методички по профориентации «особенных» детей, в том числе брошюры с профессиограммами отдельно по типу нарушения здоровья.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

 

 

 

Данис ГАБТЕРАХМАНОВ,
директор Сабинского
центра занятости населения
Практика показывает, что полноценная помощь в выборе профессии помогает детям правильно организовать свою учебную деятельность, они направляют свои усилия, в основном, на те предметы, которые будут в дальнейшем связаны с их профессиональной деятельностью. Поэтому так важно научить ребят адекватно оценивать свои способности и возможности. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей степени актуализируют проблемы профориентации – налицо острая необходимость рационального распределения трудовых ресурсов, адаптации молодежи к профессиям. В последнее время особую значимость приобретает опережающая модель профориентационной работы, начиная уже с дошкольного возраста: район ставит перед собой большие задачи в том числе по сельскохозяйственному профилю. Мы понимаем необходимость проведения профориентационной работы с детьми самого раннего возраста, чтобы обеспечить преемственность специалистов. Новые подходы помогают проводить профориентационную работу с различными категориями несовершеннолетних более живо и наглядно, без лишней теоретической загруженности.