Долговременный уход: если нужна сиделка

№ 7 от 21 февраля 2020 года


В рамках проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в Татарстане в прошлом году началось внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, которая подразумевает внедрение стационарозамещающих технологий. Например, в шести муниципальных образованиях республики реализовывали пилотный проект по предоставлению услуг сиделки. Как эта работа проходила в Казанском КЦСОН, каких результатов удалось добиться?

Разумеется, работу начали с определения группы людей, которые нуждаются в услугах сиделок. В первую очередь, сотрудники отделения надомного социального обслуживания провели анализ нуждаемости среди тех, кто уже получает определенный перечень социальных услуг. Среди них провели типизацию по пяти группам – то есть установили степень утраты способности к самообслуживанию и зависимость от посторонней помощи. Пятая – самая «тяжелая» группа – к ней отнесли 101 обслуживаемого. 
– Услуга «Сиделка» – это комплекс услуг, предоставляемых на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, который повышает качество их жизни и обеспечивает условия для максимально длительного проживания их в домашних условиях, – комментирует директор КЦСОН Надежда Ибрагимова. – Получателями услуги в прошлом году стали 107 человек, которые полностью или частично утратили способность к самообслуживанию, передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей и не имели медицинских противопоказаний. С каждым был заключен трехсторонний договор с участием КЦСОН и Автономной некоммерческой организации «Содействие», которая предоставляла сиделок.
Услуга оказывалась на бесплатной основе ежедневно длительностью от 4 до 12 часов. Сиделки осуществляли общий уход за гражданином и оказывали помощь при осуществлении повседневной деятельности, кормили, наблюдали за самочувствием и состоянием здоровья, обеспечивали досуг, поддерживали санитарные нормы жизнедеятельности.
Кроме того, огромная проблема для одиноких и одиноко пожилых инвалидов – переосвидетельствование, разработка индивидуальной программы реабилитации и абилитации. Сиделки в рамках социального сопровождения организовали и эту работу, помогали решать другие социально значимые вопросы.
Получатели услуги «Сиделка» такой форме государственной заботы о тяжелобольных были несказанно рады. Среди них – 92-летняя труженица тыла, одинокая инвалид 2 группы Марфуга З., которая на надомном соцобслуживании находится три года. Сначала в ходе типизации ей определили 2 группу ухода – это значит, что частично она могла себя обслужить, передвигалась по квартире, в постоянном уходе не нуждалась. В соответствии с Индивидуальной программой предоставления социальных услуг соцработник приходил к ней два раза в неделю, и бабушку это вполне устраивало. Но с июля прошлого года долгожительница почувствовала себя хуже, медики выявили онкологическое заболевание. Скоро Марфуга апа не могла сама ни встать, ни даже держать ложку в руке. В КЦСОН провели повторную типизацию, зафиксировали сильные ограничения степени самообслуживания и определили уже четвертую группу ухода.
Как быть в такой ситуации? Ведь в задачи соцработника круглосуточный уход не входит. Единственная родственница бабушки, ее 70-летняя племянница, которая живет за пределами Казани, была вынуждена перевезти тетю в хоспис имени Анжелы Вавиловой. Но бабушка там затосковала, просилась домой. Тут как раз в учреждении приступили к реализации пилотного проекта «Услуги сиделки», и специалисты отделения надомного социального обслуживания предложили племяннице этим новшеством воспользоваться – оформить бабушке посторонний постоянный уход. В октябре Марфуга апа вернулась из хосписа домой в привычную среду. За ней 12 часов в день ухаживала профессиональная сиделка, которая помогала во всем. Сама бабушка испытывала огромное облегчение от того, что она теперь дома, окружена уходом, заботой, вниманием. Не уставала повторять, «что дома и стены лечат...», перестала считать себя обузой. Племянница тоже очень благодарит за такую форму ухода. Ведь если бы не помощь социальной службы, тетю пришлось бы оправить в интернат для престарелых и инвалидов или оставить в хосписе. Отдельное «спасибо» женщины говорят за то, что эта услуга оказывалась бесплатно.
– Благодаря внедрению этой новой формы работы ситуация во всех случаях значительно улучшилась: это и физическое состояние, и качество питания, и санитарно-гигиеническое состояние жилья, – отмечает Надежда Ибрагимова. – У получателей услуги появился интерес к жизни и надежда на завтрашний день, что является главным показателем ее эффективности. Кроме того, эта технология позволила людям, которые раньше осуществляли уход за тяжелобольными по личной договоренности, найти официальную работу и повысить свои доходы. В этом году после выхода соответствующего постановления Кабинета Министров Республики Татарстан продолжим работу в этом направлении по критериям и требованиям, которые будут установлены этим документом. В ходе тестового апробирования технологии «сиделка» услуги оказывались бесплатно, далее они будут предоставляться на возмездной основе, но цены, конечно, будут намного ниже тех, которые предлагают коммерческие структуры.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ