Выдержать меру «необходимого и достаточного»

№ 16 от 24 апреля 2020 года


С 15-летней Алиной М. сотрудникам Агрызского социального приюта для детей и подростков «Ласка» удалось наладить контакт не сразу. Девушка была озлоблена на весь мир, привыкла к свободной жизни, ни в какую не хотела учиться. Мама с воспитанием дочки не справлялась: кроме Алины, в семье М. еще четверо детей. Так девушка оказалась в государственном учреждении.

– На консилиуме было принято решение работать с ней в следующих направлениях: профориентация, формирование позитив­ных интересов и коррекция эмоционально-волевой­ сферы, культурно-нравственное развитие, – рассказывает директор Гуль­чачак Нигматуллина. – В рамках социально-реа­билитационной работы с Алиной проводились занятия «Закон и право», «Азбука общения», «Уроки выбора профессии». Благодаря всему этому наша воспитанница смогла быстро освоиться в новой школе, учителя пошли навстречу – стали заниматься с ней дополнительно, чтобы наверстать упущенное. В приюте Алину удалось увлечь занятиями в кружке по рукоделию «Умелые руки»: она научилась шить на швейной машине, вязать крючком, делать из подручных материалов вещи для декора интерьера. В кружке «Хозяюшка» эта воспитанница освоила искусство приготовления салатов, блинов, начала варить супы и каши. Все удивлялись, как легко и быстро у нее получается, будто всегда этим занималась. Поэтому, когда дело дошло до выбора профессии, сотрудники приюта посоветовали выучиться именно на повара. К тому времени благодаря работе в приютской волонтерской группе «Родник», участию во всех мероприятиях Алине удалось полностью социализироваться. Она успешно сдала выпускные экзамены, поступила учиться на повара-кондитера в Воткинский промышленный техникум. Сейчас то и дело пишет нам о своей новой жизни, благодарит за то, что приняли такое участие в ее судьбе.
В Агрызском социальном приюте для детей и подростков «Ласка» сейчас проходят реабилитацию 50 мальчишек и девчонок.
– Наша материально-техническая база позволяет создавать все условия для качественной организации и проведения реабилитационного процесса, – комментирует Гульчачак Нигматуллина. – Есть 8 спальных комнат, гостевая, сенсорная комнаты, кабинет психолога, классы для подготовки уроков и чтения книг, для занятий по дошкольной образовательной программе, спортзал, процедурный кабинет, кабинеты, в которых работают различные кружки. Оборудовали даже собственную радиорубку – приютское радио «Ласковая волна» освещает все наши новости. При создании предметно-развивающей среды стараемся учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей определенных возрастных групп, использовать современное игровое оборудование. Так, например, в комнату досуга мы приобрели «Волшебный экран», дидактические игры и игры-эксперименты. 180 тысяч рублей на это выделили спонсоры. Мы стремимся к тому, чтобы предметная среда всех кабинетов была оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности: это стимулирует процесс развития, саморазвития и социализации воспитанников. В прошлом году нам удалось привлечь для укрепления материально-технической базы приюта 900 тысяч рублей спонсорских средств.
Судьбы большинства воспитанников учреждения до боли похожи одна на другую – пьющие родители, которым нет до своих детей никакого дела, перенесенные психологические травмы, отравляющие всю дальнейшую жизнь. Отцы у многих находятся в местах не столь отдаленных за поножовщину и кражи, матери не отягощают себя заботой об отпрысках. Дома и квартиры в большинстве семей доведены до такого состояния, что здесь нельзя не только жить, но и просто зайти без риска чем-нибудь заразиться. В прошлом году через приют прошли 76 детей. 35 из них по результатам проведенной диагностики испытывали трудности в социальной адаптации, пятеро остались без какого бы то ни было попечения со стороны взрослых, у троих родителей безбожно пили, тиранили своих чад, в трех семьях взрослые по той же причине вредных привычек не работали, средств к существованию не было никаких. У троих ребят горе-родители к тому времени уже были лишены родительских прав, у троих – ограничены в правах, 9 детей находились в социально опасном положении, 27 – в трудной жизненной ситуации. В среднем каждый из них пробыл в приюте чуть более полугода. 80 процентов удалось вернуть в родную семью, 11 процентов переехали в приемную. 9 процентов попали в госучреждения. В нынешнем году через «Ласку» прошли уже 46 детей из 26 семей, из них 14 из 8 семей находились в социально опасном положении, 32 из 18 семей – в трудной жизненной ситуации.
Обида на весь мир, патологический страх, неверие в себя, агрессия или апатия – вот лишь самый узкий спектр проблем, с которыми приходится работать сотрудникам приюта. Примерно половина воспитанников при поступлении имеют психические расстройства и нарушения поведения. Практически все за редким исключением не имеют никакого представления о гигиене, нормах нормального человеческого общения и многом другом. «Поэтому мы уделяем такое значение профилактической работе с подопечными, стараемся привить желание заботиться о своем здоровье, сформировать интерес к спорту, – говорит директор. – И, конечно, следим за их самочувствием, делаем все, чтобы не допускать обострения хронических заболеваний».
Каждый воспитанник – это в том числе целый клубок юридических проблем. Не зря в «Ласке» важной составляющей своей работы считают оказание социально-правовых услуг: помогают в оформлении и восстановлении документов; в получении юридических услуг. Только в течение прошлого года воспитанникам приюта было восстановлено 363 документа! Среди них – свидетельства о рождении, о смерти родителей, паспорта, страховые медицинские полисы... Кто-то благодаря помощи сотрудников стал получать пособие по потере кормильца, кто-то – пенсию по инвалидности, кому-то отстояли жилье, дали возможность поступить учиться – одним словом, эти ребята получили возможность дальше жить нормальной жизнью, имея хоть какие-то «тылы».
Правда, с дальнейшей учебой тоже не все так просто: слишком отстали от своих благополучных сверстников воспитанники приюта, слишком сильны у многих иждивенческие настроения. Специалисты «Ласки» объясняют нежелание воспитанников учиться слабой учебной мотивацией, низким уровнем способностей к обучению, педагогической запущенностью. Чтобы это преодолеть, разработали дошкольную образовательную программу «Учимся, играя», к занятиям привлекают ребят самых разных возрастов. Для этого в приюте специально оборудовали комнату, здесь есть компьютер для демонстрации мультимедийных материалов, видео, все учебные и игровые материалы. Это очень помогает ребятам побыстрее адаптироваться к школе. Первое время педагогам «Ласки» приходится ежедневно контролировать, сделали ли они домашние задания, помогать, объяснять, поддерживать. Все до одного становятся постоянными читателями библиотеки приюта. С каждым воспитатели обсуждают прочитанные книги, делают на эти темы различные творческие работы, разгадывают кроссворды, сканворды. Результаты того стоят: у воспитанников повышается мотивация к учению, улучшается отношение к труду, взаимоотношения со сверстниками.
Сотрудники приюта разработали несколько развивающих программ. Например, «Кладовая края» – на этих занятиях и учащиеся, и дошколята знакомятся с традициями, обычаями народов, проживающих в Татарстане. Программа «Стань лучше» направлена на профилактику правонарушений, формирование у ребят позитивных интересов через увлечение спортом, развитие деловых и коллективистских качеств, вовлечение в кружки по интересам, тренинги.
На радио «Ласковая волна» воспитанники под руководством сотрудников готовят радиовыпуски к знаменательным датам, учатся непринужденно общаться в эфире, пользоваться Интернет-ресурсами и компьютерной техникой. А в театральной студии «Рукавичка» ребята сами пишут и разыгрывают пьесы, сценки и показывают их на концертах для младших воспитанников приюта, выезжают в детский сад «Теремок».
И, конечно, большое внимание в «Ласке» уделяют тому, чтобы воспитанники приучились трудиться, освоили самые простые рабочие навыки, правильно выбрали будущую профессию. Ребята сами под руководством воспитателей убираются в спальнях, игровых комнатах, дежурят по приюту, ухаживают за комнатными растениями, воспитанники постарше стирают и чинят свою одежду. А в саду и на огороде трудятся все от мала до велика. В приюте действуют 4 трудовых кружка: «Хозяюшка», «Домоводство», «Мастерская умельцев», «Волшебное тесто»: занятия в каждом 1-2 раза в неделю.
Все вместе это позволяет вернуть к нормальной жизни даже самых тяжелых воспитанников. Как, например, 3-летнего Марата К. При поступлении в приют этот мальчуган не умел ни разговаривать, ни есть ложкой за столом, ни спать на постели. Общаться пытался жестами, мимикой, звукоподражанием. От других детей прятался. Возрождение было долгим и трудным. Сначала с Маратом специалисты занимались индивидуально, потом потихоньку начали привлекать к занятиям в группе. Учили говорить, есть, пользоваться зубной щеткой, спать на подушке. Через игру целенаправленно формировали навыки организованного поведения в группе сверстников, прививали навыки самообслуживании. Параллельно с этим плотно взаимодействовали с семьей. Специалисты приюта провели колоссальную работу с матерью по повышению ее правовой и педагогической грамотности, помогли устроить младшего ребенка в садик, самой найти работу, привести в надлежащее состояние жилье. В итоге Марат вернулся в родную семью. Теперь у них дома уютно, есть достаток, мальчик вместе с сестренкой посещает детский сад. Благодаря специалистам «Ласки» преобразился и сам ребенок, и его семья.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ