Дети с ментальными нарушениями: как подготовить к самостоятельной жизни?

№ 18 от 15 мая 2020 года


Когда 12-летняя Люда К. оказалась в Дербышкинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей, она не умела делать совершенно ничего – ни расправить одеяло, ни самостоятельно расчесаться и одеться. Родители отказались от нее с самого рождения. Всю свою жизнь девочка с умственной отсталостью провела в государственных учреждениях, привыкла жить на всем готовом.

Благодаря кропотливой работе сотрудников Дербышкинского детского дома со временем Люда научилась менять свое постельное белье, готовить простые блюда, сервировать стол, чинить одежду и многое другое, без чего жизнь обычного человека немыслима. Вместе с другими воспитанниками учреждения она начала учиться в коррекционной школе №11, успешно ее закончила. 
Более того – Люда поступила в Казанский торгово-экономический техникум, осваивает профессию швеи. Так же, как и другие студенты детского дома, она пока живет в привычной обстановке, в ставшем для нее родным интернате. Но сотрудники надеются, что со временем она переедет в свое жилье, которое положено ей как сироте. Но пока нужно научиться жить самостоятельно. Люда – один из кандидатов на переезд в учебно-тренировочную квартиру, которую недавно оборудовали в детском доме. Наиболее сохранные и подготовленные воспитанники будут здесь под присмотром сотрудников учиться всему необходимому для того, чтобы в дальнейшем жить без посторонней помощи.
Сейчас в Дербышкинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей проживает 168 несовершеннолетних с ментальными и множественными нарушениями развития.
– С непростой задачей их реабилитации мы успешно справляемся, – говорит директор Гульнара Галиахметова. – Практически у всех за время пребывания у нас состояние здоровья существенно улучшилось. Все в конечном счете решает индивидуальный подход, слаженные действия персонала. Очень актуальной для детей, проживающих в таких интернатных учреждениях, как наше, является проблема подготовки к самостоятельной жизни. Чем более выражены физические и ментальные нарушения, тем менее развиты у них навыки элементарной самостоятельности. А это приводит в дальнейшем к трудностям в получении профессионального образования и трудоустройства, организации самостоятельного проживания.
В 2016 году Дербышкинский детский дом-интернат наряду с другими специализированными учреждениями республики стал участником проекта «Межведомственная программа по комплексной подготовке и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями жизнедеятельности к активной самостоятельной жизни в Республике Татарстан». С тех пор работа в этом направлении здесь ведется поступательно.
– Детей с такими глубокими ментальными нарушениями, как наши подопечные, даже самым простым бытовым операциям обучить непросто, – отмечает воспитатель Айгуль Зайнуллина. – Основа всему – индивидуальная работа, очень долгая, терпеливая, с постоянным контролем процесса. Научить умственно отсталого ребенка самостоятельно складывать рубашки или мыть чашки – это совершенно не то, что здорового. Но практика показывает, что если изо дня в день повторять одни и те же движения, тренируя мышечную и зрительную память, то и с нашими воспитанниками можно добиться многого.
В интернате разработали программу «Учусь жить самостоятельно», главный акцент сделали на бытовой и социально-коммуникативной составляющей. Отдельный блок мероприятий посвящен формированию навыков готовки, они проводятся в двух комнатах для приготовления пищи. Благодаря помощи спонсоров эти комнаты хорошо укомплектованы – есть необходимая бытовая техника, мебель, кухонная утварь. Под руководством воспитателей дети учатся резать хлеб, мыть фрукты, чистить овощи, они готовят супы и вторые блюда, варят компоты, пекут оладушки и пироги, нарезают салаты.
– Детям все это очень нравится, – говорит Айгуль Зайнуллина. – Вскоре они уже без подсказки моют руки перед занятиями, надевают фартуки, знают, когда какой кухонной утварью нужно пользоваться. Новички тоже быстро втягиваются, в этом помогает общая рабочая атмосфера. Например, Саша Р. начал посещать занятия совсем недавно, а уже научился держать нож, умеет шинковать овощи, хотя кусочки пока получаются большими. Как бы ни сложилась дальнейшая жизнь наших воспитанников, полученные навыки им пригодятся: когда умеешь сам что-то готовить, голодным не останешься.
Еще в интернате действуют кружки по швейному делу и растениеводству, выпиливанию лобзиком. Старшие воспитанники под руководством инструктора по труду Натальи Богатовой с большой отдачей работают в теплице. Результат такой трудотерапии – ребята стали более самостоятельными, ответственными, хозяйственными. Взять хотя бы 15-летнего Андрея К.: прежде он не мог надолго концентрировать внимание, не интересовался окружающим миром. Сейчас уже практически обходится без помощи наставника: знает, какие семена когда сеять, как ухаживать за овощами и зеленью. Все это его очень дисциплинирует, учит работать в команде. Помимо основных занятий в детском доме, с начала нынешнего года старшие воспитанники начали заниматься гончарным делом в Центре детского творчества.
Группа ребят из интерната обучается в коррекционной школе №11, их туда отвозят и привозят на транспорте детского дома. Среди них – 10-летний Алмаз. При поступлении в интернат мальчик был настолько агрессивным, что ни о какой учебе даже речи не шло, ведь он не мог даже пары минут за партой усидеть, внимание было очень рассеянным. Сейчас благодаря учителям и сотрудникам научился считать до 12, знает цвета, геометрические фигуры, свойства предметов, у него расширился словарный запас. По словам директора, обучение в школе очень развивает реабилитационной потенциал воспитанников.
Пятеро старших воспитанников обучаются в Казанском строительном колледже по специальности «лепщик архитектурных деталей». Еще пять поступили в Казанский торгово-экономический техникум, учатся швейному делу. Среди них 18-летние Зоя и Оля. Дела у них идут хорошо – ведь до поступления они занимались в интернатской швейной мастерской.
Эти старшие воспитанники и стали первыми кандидатами на проживание в учебно-тренировочной квартире, которая обустроена по типу малосемейки: свои спальни, кухня, санузел, душ. Есть вся необходимая мебель, бытовая техника. При поддержке спонсоров здесь сделали капремонт. Жить в этой квартире ребята будут по двое в комнате, под пристальным вниманием сотрудников. Самостоятельно убираться, готовить, стирать. По словам Гульнары Галиахметовой, все это нужно, чтобы по максимуму привить ребятам навыки самообслуживания. В дальнейшем планируется, что они смогут жить вне интерната, и в этой учебной квартире поселится следующая «партия» воспитанников.
Правда, путь к этому для некоторых ребят еще очень долог: из-за серьезных нарушений здоровья они не могут общаться, как обычные дети, нуждаются в средствах альтернативной и дополнительной коммуникации. В прошлом году Дербышкинский детский дом-интернат за проект «Я говорю!» получил грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Целевой группой стали 20 детей разного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития. На полученные средства специалисты прошли обучение, приобретено специальное реабилитационное оборудование. Например, суперсовременный логопедический комплекс «Шхуна» – с сенсорным экраном, встроенными развивающими игровыми формами, песочным столом с разноцветной подсветкой. Под руководством логопеда дети повторяют различные звуки, делают дыхательные упражнения, рисуют, учатся распознавать цвета и формы. А еще есть так называемые коммуникативные альбомы – тематические наборы карточек. На них изображены продукты, овощи, мебель, игрушки, словом, все, что окружает воспитанников в жизни. Показывая ту или иную карточку, они могут «озвучивать» свои потребности, отвечать на вопросы, осваивать элементарные трудовые навыки. Например, некоторые уже научились готовить учебные столы к занятиям, раскладывать на них в определенном порядке карандаши, бумагу. Участники целевой группы выезжают за пределы учреждения – в продуктовые магазины, на площадь к фонтану, где ребята могут пообщаться с окружающими при помощи карточек альтернативной коммуникации. Например, гуляя по детской площадке, мальчишки и девчонки приветствовали прохожих – опять-таки используя карточки. Встречные охотно шли на контакт с «особыми» детьми, воспитанников детского дома это очень радовало.
Результаты такой работы с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации уже есть. 12-летний Алексей, например, уже понимает, что слоник, прикрепленный к его личным вещам, тумбочке и шкафчике – означает "мое". Алеша теперь хорошо знает, где лежат его любимая книжка, игрушки, самостоятельно берет их и убирает на место. А у 13-летнего Миши и 14-летнего Ильдара появились коммуникативные книги, которые состоят из небольшого количества картинок на повседневные темы. Они помогают им организовать беседу, визуально иллюстрировать обмен репликами, придерживаться общей темы. Ребята стали применять карточки в самых разных жизненных ситуациях.
Вся эта большая кропотливая работа, которая проводится в Дербышкинском доме-интернате для умственно отсталых детей, направлена на то, чтобы в дальнейшем хотя бы часть из них смогла жить самостоятельно, а не перешла во «взрослый» интернат.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ