За каждым предложением – потребности конкретных людей

№ 22 от 19 июня 2020 года


Во Всероссийское общество инвалидов стекается вся информация о нуждах и чаяньях «особых» людей, организация проводит их мониторинг. Какие из проблем на сегодня самые животрепещущие и требующие безотлагательных решений, детальной выработки правовых механизмов? Проделав анализ обращений, выбрав наиболее важные предложения, председатель ВОИ, депутат Госдумы РФ Михаил Терентьев представил их Министерству труда и социальной защиты РФ. Вот что он рассказывает об этом.

– Очень важно, что по нашим просьбам началась работа по развитию системы долговременного ухода. Минтруд России многое сделал в плане нормативного регулирования и отработки в пилотных регионах. При этом в рамках этой работы нужно обратить внимание на уход за гражданами с «тяжелой» инвалидностью. В национальном проекте говорится о пожилых гражданах и инвалидах. Конечно, нужно не снижать темп и формировать полноценный институт персональных помощников для инвалидов.
Хочу обратить внимание на имеющуюся несправедливость по размеру выплат лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1 группы и инвалидами 1 группы с детства: одни получают – 1200 рублей, а другие – 10000 рублей. При этом обе эти категории инвалидов имеют одинаковое ограничение жизнедеятельности. Здесь требуется восстановить справедливость.
Медико-социальная экспертиза – это тот институт, от которого зависит результативность адресного подхода в социальной защите инвалидов. В этом ведомстве проходит признание человека инвалидом. При этом у МСЭ нет полномочий вносить изменения в медицинские документы, формируемые в лечебном учреждении. Процедура принятия решения продолжительна, растянута по времени и инстанциям. Выездные комиссии МСЭ не имеют возможности оперативно приезжать по месту жительства гражданина, имеющего множественные ограничения жизнедеятельности. Конечно, необходимо увеличить количество выездных очных освидетельствований не только в случае, если гражданин находится в тяжелом состоянии здоровья, но в случае его проживания на отдаленной территории в связи с географическими особенностями регионов.
Для повышения объективности освидетельствования есть очень интересная идея. При условии развития информационных технологий и качественного заполнения направления на МСЭ в системе здравоохранения, документы можно было бы направлять в электронном виде в систему МСЭ, при этом решение принимало бы бюро не по месту жительства, а любое бюро, получив «безымянные» документы из системы здравоохранения, не персонифицирующие человека, обратившегося на освидетельствование на МСЭ. Выбор бюро в этом случае происходит в случайном порядке. И человек обращается в бюро МСЭ по месту жительства только в том случае, если не согласен с решением. Это позволит при явных признаках стойкого нарушения функций организма не гонять человека по инстанциям, а назначать инвалидность заочно.
Необходимо совершенствование формирования индивидуальной программы реабилитации и абилитации на основании заключения лечебного учреждения и профильных реабилитационных центров, в которых человек проходил медицинскую и социальную реабилитацию. В связи с тем, что рекомендации по комплексной реабилитации могут быть в сфере медицины, образования, профессиональной занятости, спорта и иных отраслях, систему МСЭ логично было бы подчинить напрямую Правительству Российской Федерации, а не Минтруду России. Таким образом, в будущем может появиться механизм независимого обжалования решений.
При внесении изменений в нормативные документы о критериях определения инвалидности надо строго придерживаться принципа: не исключать оснований, при которых ранее определялась инвалидность. После внесения изменений не должно быть так, что человеку назначают более «легкую» группу инвалидности, лишают статуса «инвалид», либо не назначают ТСР, которыми он пользовался ранее, но при этом в состоянии ограничений жизнедеятельности у человека ничего не изменилось.
Необходима скорейшая доработка законопроекта об электронном сертификате по обеспечению техническими средствами реабилитации в комплексе с формированием электронного каталога ТСР (инвалид сможет сначала получить средства, а потом уже выкупить, а не купить за свои средства и месяцами ждать компенсации).
Должен быть отменен приказ Минтруда России о необходимости предоставлять электрическую коляску и некоторые другие ТСР на медико-техническую экспертизу после истечения срока их использования. Это очень неудобно, ведь, скажем, не пригодная к эксплуатации кресло-коляска весьма габаритна и может весить более 100 килограммов. Да и ортезы какой смысл предоставлять на медико-социальную экспертизу? Они же делаются индивидуально под конкретного человека.
Необходима разработка социальных показаний при обеспечении ТСР с учетом анализа условий жизнедеятельности – бытовых, профессионально-трудовых, творческих и физкультурно-спортивных, а также препятствий, мешающих доступности к образовательным, социокультурным и другим жизненно важным объектам и услугам.
Предоставление ТСР должно осуществляться по месту жительства или по месту нахождения инвалида. При этом финансирование закрепляется так же, как и сегодня – по месту жительства инвалида. Человек должен иметь право получить ТСР там, где он находится, например, на лечении или проживая по временной регистрации в другом регионе страны.
Предлагаем включить в федеральный перечень ТСР приобретение и установку ручного управления на автотранспортное средство инвалида, а также предоставление реабилитационной услуги по обучению инвалида вождению автомобилем.
Подготовил
Владимир ГАРАНИН