Зачем извозчиков учили французскому, а пассажиров кутали в плед: ПДД В ЦАРСКОЙ РОССИИ

№ 7 от 26 февраля 2021 года


Какой русский не любит быстрой езды? Порой этот риторический вопрос задает вслух нарушитель скоростного режима, а порой — любители пофилософствовать. Но за подобное нарушение мы порой платим штрафы, а иногда рискуем вовсе остаться без водительских удостоверений. Кто же придумал правила дорожного движения, когда они стали формироваться? Почему за лихачество могли казнить, а извозчики учили французский и носили перечень правил с собой?

Особо остро проблема езды «по правилам» возникла в России в XVII-XVIII веках. Города активно росли, гужевого транспорта на улицах становилось все больше, а случаев, когда извозчики калечили прохожих, – все чаще. Пешеходам доставалось и от них, и от всадников, любящих с ветерком промчаться по улице. Впервые за непростое дело наведения порядка на дорогах взялся царь Алексей Михайлович еще в 1670 году. Он наложил запрет на появление в Кремле на лошадях всем, кто имел должность ниже стольника. Кстати, особенно суровой к нарушителям была императрица Анна Иоанновна. Состоятельные нарушители порядка на дороге могли, правда, заплатить штраф и забыть о произошедшем. А вот обычный кучер мог запросто отправиться на каторгу. В случае, если в результате ДТП был задавлен или задет кнутом человек, можно было и вовсе быть приговоренным к смертной казни. Делали некоторые шаги в наведении порядка на дорогах и другие правители. Движение на улицах становилось все более активным, причем порой из-за тщеславия знати.
Дело в том, что иметь собственный «выезд» было для зажиточных людей делом престижа. Чтобы пойти даже к ближайшему соседу пешком, надлежало непременно сесть в экипаж, на запятках которого стояли лакеи. Иностранцев порой веселила помпезность таких мини-поездок, они относились к ней как к очередной причуде русского этикета.
Важным шагом в развитии ПДД стало распоряжение Екатерины II о нашивании номерных знаков на верхнюю одежду всех извозчиков в городах в обязательном порядке. Вскоре знак стали размещать и на самих повозках. Так понемногу деятельность извозчиков стала контролироваться, по крайней мере, скрыться с места происшествия безнаказанно они уже не могли – очевидцы могли запомнить личный номер.
Окончательно порядок в сфере транспорта навели лишь в конце XIX века. В это время появились официально изданные «Правила для извозчика» и «Правила для содержателей общественных карет». Еще одно новшество того времени – периодический техосмотр экипажей, причем не формальный, а достаточно основательный и строгий. Теперь также полагалось снабжать пассажиров в плохую погоду одеялами, а в темное время суток зажигать свечные и газовые фонари, которые находились слева и справа от извозчика во избежание аварийных ситуаций на дороге.
Предшественникам современных таксистов власти предписали иметь аналог водительских удостоверений – «извозчичий билет». Получить его было не так просто. Курс обучения продолжался 2,5 года. Причем помимо аккуратной «нелихаческой» езды на лошади он включал в себя и изучение правил этикета, и географию, и астрономию (вдруг придется за городом ориентироваться по звездам!), и даже хороший базовый курс французского языка. А вот за три нарушения правил езды на дороге столь трудно доставшийся «билет» могли отнять. Поэтому извозчики всегда носили с собой сборник действующих на дороге правил, чтобы аргументировать свой стиль вождения в спорных ситуациях.
Нарушения были неоправданным риском для большинства водителей экипажей. Впрочем, часть из них обожала это делать и даже составляла специальный вид извозчиков – так называемых «лихачей». Как правило, прокатиться на них любили бравые офицеры или молодые люди, желающие очаровать и впечатлить свою даму.
Катание «с ветерком» действительно щекотало нервы, хоть и было небезопасным. Собственно, как и в наши дни.