Второе образование: «карт-бланш» для инвалидов

№ 29 от 12 августа 2022 года 

 
Президент России подписал важный закон от 14 июля 2022 года №300-ФЗ «О внесении изменения в статью 79 Федерального закона «Об образовании в РФ». Документ предусматривает возможность бесплатного получения второго среднего профессионального или высшего образования для граждан, ставших инвалидами.
На одной из встреч Президента РФ с представителями общественных организаций инвалидов депутат Госдумы РФ Олег Смолин обратился с просьбой: «Поддержите идею, согласно которой люди, ставшие инвалидами после окончания вуза или колледжа и не имеющие возможности работать по специальности, получили бы право на второе профессиональное образование за счет бюджетных средств». С такой же инициативой выступил и депутат Госдумы РФ, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев. Предложениям вняли, и с 1 сентября 2022 года эти изменения в закон начинают действовать. 
Теперь в статье 79 закона «Об образовании в РФ» говорится, что государство гарантирует бесплатное среднее профессиональное образование или высшее образование для людей с инвалидностью 1, 2 или 3 группы, которые ранее получили среднее профессиональное образование или высшее образование. Михаил Терентьев отмечает: «Если человек после получения образования во взрослом состоянии стал инвалидом и не может работать по специальности, то у него будет право за счет государственного или местного бюджетов обучиться другой профессии в таком же порядке, как и для лиц, получающих впервые профобразование на бюджетных местах.
инвалидностью быть востребованным на рынке труда, несмотря на ограниченные возможности здоровья».
Как и любые законодательные новшества, эти воспринимаются неоднозначно людьми, на которые он направлен. Член Союза писателей РТ Екатерина Аничкина из Альметьевска считает: «Изменения в закон, в целом, неплохие. Несколько настораживает, что инвалиды с детства остаются за бортом, так как норма распространяется только на людей, получивших инвалидность после 18 лет. Что касается применения знаний, устройства на работу – здесь все индивидуально. Думаю, важнее всего менять отношение общества к людям с ограниченными возможностями здоровья, создавать для них условия и рабочие места».
Победитель национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Алексей Завалишин из Казани доволен, что государство дает «особенным» людям в профессиональном смысле такой «карт-бланш». «Мало ли как повернется судьба человека? Ну «погасил» он свою возможность получить среднее специальное или высшее образование за счет государства, а ведь жизнь не стоит на месте. Может измениться кардинальным образом состояние здоровья, и бывшему оператору офсетной машины по силам станет лишь бухгалтерская работа на удаленке. А для этого необходимо соответствующее образование, которое за свой счет получить достаточно накладно. Очень правильное решение, дающее людям еще один шанс найти себя в профессиональной сфере». 
Доцент кафедры педагогики и психологии Университета управления «ТИСБИ», директор Института инклюзивного образования, директор Республиканского межвузовского центра по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Елена Мелина как специалист, профессионально погруженный в эту тему, уверена: «Принятие поправок к закону «Об образовании в РФ» в части получения второго среднего и высшего профессионального образования за счет бюджетных средств людьми с инвалидностью, приобретшими этот статус впервые в трудоспособном возрасте, это, на наш взгляд, правильное решение. Теперь люди с инвалидностью, которым в бюро медико-социальной экспертизы установили этот статус впервые, получат возможность обучиться новой профессии соответствующего уровня, если по состоянию здоровья больше не могут работать по той, которой обучались ранее. Наш университет готов вести работу в этом направлении, ведь он из 30 лет своей деятельности (создан 28 августа 1992 года) 25 лет целенаправленно обучает лиц с ОВЗ и инвалидностью. В университете для таких студентов с учетом нозологий предоставляется доступное образовательное пространство с использованием современных цифровых технологий. Обучение осуществляется в очной, очно-заочной и заочной форме. Работает логически выстроенная система сопровождения студентов с ОВЗ и инвалидностью в инклюзивном образовательном пространстве университета, где студента с инвалидностью сопровождают куратор-педагог, волонтерский центр, тьютор с психолого-педагогическим образованием, одногруппники, преподавательский состав, специалисты окружного учебно-методического центра по обучению инвалидов (ОУМЦ) и наставник с инвалидностью (формат «равный с равным»).
Новыми поправками с 1 сентября 2022 предусмотрена государственная гарантия бесплатного получения среднего профессионального или высшего профессионального образования в случае, если имеющаяся инвалидность, согласно МСЭ, не дает возможности вести профессиональную деятельности с ранее полученными ими документами о профессиональном образовании и квалификации. Такие люди вправе получить профессиональное образование соответствующего уровня за счет бюджетного финансирования.
В целом все логично. Сейчас человек с инвалидностью имеет право получить за счет бюджета по одному образованию – начальное, среднее или высшее профессиональное образование (бакалавриат, магистратура). Если он сразу поступал в вуз, то после может получить бесплатно среднее профессиональное образование. И наоборот. В общем, заменить профессию на новую, с учетом сложившихся обстоятельств.
Важно будет еще провести разъяснительную работу, и начинаться она должна с МСЭ – организации, определяющей инвалидность, а, значит, и необходимость в получении второго образования.
Вопросы вызывают больше возраст желающих и, соответственно, форма обучения. Согласно поправкам, требования для поступления в вуз или в колледж сохраняются. А значит для колледжа – это средний балл аттестата и собеседование, для специальных колледжей – экзамены, для вуза – это внутренние вступительные испытания. И вот вопрос, сядет ли за скамью обучения человек, которому, например, за тридцать, совместно с 17-18-летними подростками? Да и сдать внутренние вступительные испытания, если ты закончил школу 10-15 лет назад, может оказаться тоже сложно. Для людей с инвалидностью, закончивших бакалавриат, в этом случае, как я понимаю, возможно получить опять только систему бакалавриата, а это еще 4 года… А как же специалитет, если его гражданин получил до введения Болонской системы образования? Заочная и дистанционная формы обучения практически не предусматривают бюджет, а, значит, это в основном очная система обучения.
Бывают исключения, и бюджетную нагрузку могут брать на себя и регионы. В нашем университете 20 лет назад стартовала программа дистанционного образования людей с инвалидностью, тогда она финансировалась из республиканского бюджета и недолго. Если же брать во внимание федеральное финансирование, то на общее количество бюджетных мест только 10 процентов выделено для квоты абитуриентов с инвалидностью, сирот и ветеранов боевых действий. Ребятам с инвалидностью придется конкурировать с этими гражданами, которые тоже имеют льготы при поступлении.
В общем, применение новых поправок в закон «Об образовании в РФ» будет регулироваться подзаконными актами и, думается, в них будут учтены все нюансы и жизненные реалии, с которыми сталкиваются или столкнутся учебные заведения».
Владимир ГАРАНИН