Как помочь ребенку с ментальными особенностями

№ 35 от 23 сентября 2022 года 

 
Когда 4-летний Алимжан Нигматуллин из деревни Ядыгер Кукморского района впервые оказался в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Милосердие» в райцентре, он не умел ни себя обслуживать, ни общаться с окружающими. У мальчика аутизм, он из многодетной семьи. Родные не знали, как с ним себя вести, им было проще делать все самим за этого особого ребенка.
В реабилитационном центре Алимжану неожиданно для всех сразу понравились занятия по музыкотерапии: с удовольствием играл на системе «Саундбим», в шумовом оркестре. Как оказалось, семья у этого мальчика музыкальная, пение дома он слышал постоянно. Мама в тесном контакте с музыкальным руководителем начала разучивать с ним песни. Параллельно шли занятия с логопедом, социальным педагогом, другими специалистами учреждения, которые развивали речь малыша, помогали социализироваться. Недавно Алимжану исполнилось 9 лет, сейчас его называют не иначе как «звездочкой» реабилитационного центра: без участия юного артиста в родной деревне не обходится ни один праздник. Он учится в обычной общеобразовательной школе, благодаря сотрудникам «Милосердия» научился писать и читать, полностью себя обслуживает, его речь стала гораздо четче. Специалисты учреждения помогли Алимжану реализовать и мечту выйти на большую сцену, начать выступать на публике – нашли спонсора, который купил мальчику профессиональный микрофон! 
– На сегодняшний день в нашем районе 227 детей-инвалидов, у 48 из них ментальные нарушения, – говорит замдиректора «Милосердия» Рамзия Юртаева. – В течение каждого курса у нас проходят реабилитацию 45 несовершеннолетних, как правило, у 15 имеют место различные расстройства аутистического спектра, есть подопечные с болезнью Дауна, умственной отсталостью. Обычно к этому добавляется целый «букет» двигательных, неврологических и психосоматических нарушений. При постоянной адекватной помощи состояние такого ребенка обязательно улучшается. Практика показывает, что помощь семье является более действенной, если с ней работает междисциплинарная команда специалистов, которая включает профессионалов разных профилей, умеющих говорить на одном языке. Это способствует уменьшению риска того, что какая-то проблема в развитии ребенка будет упущена, а также освобождает родителей от необходимости соотносить друг с другом рекомендации педагога, психолога и врачей.
Большое внимание в центре уделяют внедрению прогрессивных методик работы, которые очень востребованы на сегодняшний день.
– Стараемся выстроить свою работу так, чтобы в игровой форме такие особые дети быстрее социализировались, осваивали социально-бытовые навыки, – рассказывает специалист по комплексной реабилитации центра, психолог Дания Юсупова. – Практика показывает, что каждый ребенок с ментальными нарушениями имеет свои, непохожие на других, особенности, и мы стараемся это учитывать. Здесь очень помогает новое оборудование, которое мы получили через Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ.
По словам сотрудников, как правило, всем таким «особым» детям очень нравятся занятия в сенсорной комнате, в сухом бассейне, интерактивный пол. 
– Хорошо зарекомендовали себя две методики – «эй-би-эй» и «направляемая ребенком интеракция», – комментирует социальный педагог Наиля Турова. – Первая – это целенаправленное обучение маленьких реабилитантов в ненавязчивой форме играм, в ходе которых они осваивают азы самообслуживания, общения, узнают окружающий мир, развивают свою усидчивость, самостоятельность. Вторая методика используется для обучения родителей исходя из желания их детей.
Результаты впечатляют. Взять, например, 8-летнего Риназа Газизова – в этом году он пошел в школу! У мальчика тяжелая форма аутизма, совсем не мог себя обслуживать. При поддержке специалистов центра научился сам держать ложку, играть, читать, писать, целенаправленно выполнять определенные цепочки действий. Риназ все прочнее вписывается в окружающий его социум. 17-летний Динар Галиахметов – выпускник «Милосердия». Несмотря на ментальные нарушения, в жизни он точно не пропадет – благодаря тому, что в реабилитационном центре его научили шить на автоматической швейной машинке. В дальнейшем парень планирует стать самозанятым и зарабатывать швейным ремеслом – это очень востребованное в районе направление. Благо, что он теперь умеет и правильно общаться с окружающими, лучше выговаривает слова и об¬служивает себя в быту. 
По словам логопеда Натальи Алексеевой, часто приходится работать и с неговорящими детьми. Большую отдачу видят от метода дополнительной альтернативной коммуникации, который помогает детям с серьезными проблемами в развитии речи выразить себя и лучше понимать происходящее. И тут не обойтись без формальных систем коммуникации и устройств, использования жестового языка, специальных досок для коммуникации или речевых устройств. С большим успехом специалисты применяют и такие способы, как неречевые вокализации, жесты, картинки. Например, методику «Макатон» – это языковая программа, благодаря которой люди с коммуникативными трудностями могут общаться с помощью символов, жестов и звучащей речи. Такой подход, когда одновременно используется несколько каналов для передачи информации, расширяет возможности для самовыражения и социализации, а также облегчает доступ к образованию, обучению и получению информации. Используют и такую инновацию, как биоэнергопластика – это метод нейростимуляции, который предполагает совместное движение конечностей и артикуляцию. Проще говоря, при проговаривании слов маленькие реабилитанты в такт определенным образом поднимают и опускают руки и ноги, это помогает им лучше сориентироваться. Эта так называемая моторная программа очень помогла, например, 12-летней Айгуль и 11-летнему Айнуру Юшковым – у обоих аутизм. В этом году они пошли в коррекционную школу. В центре их научили играть, говорить, они выучили буквы и цифры. Правда, писать еще получается плохо, поэтому курсы в «Милосердии» ребята будут и дальше посещать регулярно.
С детьми более младшего возраста, по словам Наили Туровой, для развития мелкой моторики рук и речевых навыков хороший эффект дают игры, которые учреждение тоже получило через Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ. Скажем, «Поезд «Лабиринт» – здесь задача ребенка в том, чтобы закатить находящийся внутри шарик до самого последнего вагончика. Есть еще игра на распознавание текстуры предметов – в ней используют комплекты тактильных фишек с различной поверхностью. Есть зеркальные, меховые, мягкие, шершавые. Все свои действия дети под руководством специалистов стараются проговорить. У тех же Юшковых поначалу не получалось вообще произнести ни слова. Комплексная работа всего персонала сделала поистине невозможное: сейчас брат и сестра изъясняются вполне понятно для окружающих! Большую пользу в центре видят от социализации детей посредством проведения экскурсий – например, под руководством сотрудников они посещают библиотеку, краеведческий музей: учатся вести себя в обществе, общаться с незнакомыми людьми. 
По словам Рамзии Юртаевой, в этом году в первый класс пошли 14 воспитанников учреждения, у семерых из них ментальные нарушения. 
В Бугульминском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Возрождение» в течение каждого заезда курсы восстановления проходят 33 ребенка, обычно 5-6 из них – это дети с ментальными особенностями: различными формами умственной отсталости, аутизмом, с болезнью Дауна.
– Есть познавательно неактивные дети, неговорящие, с расстроенным поведением, – перечисляет логопед Альбина Латифуллина. – Здесь основной метод – игры в группе, в которые постепенно включаются полезные для детей навыки. С ребятами с уже сформированной речевой активностью использую новое оборудование, которое позволяет поддержать их коммуникацию – например, планшет с программой «Арт-тьютер».
Суть этих занятий в том, что ребенок выбирает своего игрового героя и старается комментировать его действия, в том числе бытовые: например – бегемотик оделся, поел, помыл руки. Еще в учреждении есть интерактивный стол и интерактивная панель, в том числе с закачанными программами по социально-бытовой ориентации. Под руководством социального педагога Ирины Вдовиной таким образом особые реабилитанты изучают, например, бытовые приборы, правила дорожного движения. К этим интерактивным устройствам можно подключить кинект, и тогда игра становится еще интереснее: дети двигаются, а игра им «подсказывает», правильно ли они делают. Кстати, эти устройства в «Возрождении» используют и при проведении занятий по профориентации подопечных. На днях, например, изучали основы флористики, в частности, узнавали, какие материалы нужны для составления разных букетов. 
6-летнего маленького реабилитанта центра Сашу Пенькова благодаря таким интересным играм научили самостоятельно одеваться. У мальчика аутизм. Первое время он был капризным, плаксивым, совсем не мог себя обслуживать, плохо говорил, ни с кем не хотел общаться. Сейчас полюбил занятия по лепке, адаптивной физкультуре. Изменения в лучшую сторону настолько ощутимы, что Саша пошел в обычный детский сад, на следующий год собирается в первый класс коррекционной школы. Сотрудники «Возрождения» в работе с ним пока делают акцент на изучение окружающего мира, благодаря новым технологиям мальчик уже мало-помалу стал распознавать цвета. 
В результате использования эффективных методик 85 процентов маленьких реабилитантов центра «Возрождение» стали лучше передвигаться, у 69 процентов сформированы навыки самообслуживания, 43 процента научились общаться.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ